Сорок лет назад Джек Николсон внёс новый смысл в понятие “крутизны”, Фай Данвей вывела на новый уровень определение “холодности”, а режиссёр Роман Полански и сценарист Роберт Таун благодаря виртуозному детективному триллеру «Китайский квартал» заставили переосмыслить понятие о нуар-фильме.
Однако этот период в кинематографе может похвастаться не только потрясающими премьерами, блестящей операторской работой и прочей мишурой; его отличительной чертой также являются отличные детективы, сюжетные повороты и детали которых ошеломляют зрителя. А не это ли главное в хороших детективных фильмах?
«Китайский квартал»
В классических детективных нуар-фильмах не всё всегда так, как кажется: клиент лжёт, его намерения сомнительны, а изначально простая тайна постепенно оказывается чем-то намного более значительным и зловещим.
По праву выдающийся сценарий Роберта Тауна основывается на пьесе, но использует преимущества свободы Нового Голливуда и рейтинга “R”, добавляя в детектив сюжетный поворот, который не был бы одобрен в эпоху Богарта. Это фильм, использующий своё право шокировать и щекотать нервы.
«Умереть заново»
Кеннет Брана удивил всех, когда вслед за вышедшим в 1989 году «Генрихом V», который был номинирован на Оскар и получил признание критиков, режиссёр выпустил свой запутанный, хичкоковский детектив с оттенком нуара (а также с разумной дозой комедии и сверхъестественного).
Брана играет циничного частного детектива, который берётся за казалось бы простой случай женщины с амнезией (которую сыграла его тогдашняя жена Эмма Томпсон), однако всё усложняется, когда оказывается, что детектив и женщина в прошлой жизни были любовниками.
Брана жонглирует несколькими временными линиями, сценами с участием большого количества персонажей, цветной и черно-белой картинкой, и парочкой отличных поворотов сюжета, с помощью всего этого создавая одновременно дико смешную и до безобразия увлекательную картину.
«Игра навылет»
Одну из самых видных ролей своего пёстрого позднего периода идол Брана Лоуренс Оливье сыграл в блестящей адаптации пьесы Энтони Шэффера. Оливье играет эксцентричного автора детективных романов, чей брак рушится. Роль второго плана исполняет Майкл Кейн, играющий молодого любовника жены главного героя, который наносит старику визит, чтобы попросить о его благословении.
Вроде бы спокойная встреча вскоре превращается в серию угроз, розыгрышей, игр, и возможных убийств, где Кейн проворачивает удивительно успешный обман. (Позднее Кейн сыграл роль Оливье в фильме Брана «Сыщик», вышедшем в 2007 году, где он противостоял Джуду Лоу. Этот фильм является в некоторой степени ремейком, в некоторой переосмыслением, и довольно интересен, однако не такой захватывающий, как оригинал).
Читать далее...