LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Nautilus - жемчужный кораблик |
В тропических морях нашей планеты встречаются представители немногочисленной и древней группы головоногих моллюсков. Это похожие на маленьких осьминогов наутилусы, которых по русски называют «жемчужными корабликами».
За миллионы лет эти существа почти не изменились. Раковины с гравировкой помещали в ажурную оправу, превращая их в диковинные украшения, чаще - кубки. Работы подобного рода были весьма популярны среди нюрнбергских мастеров конца XVII - начала XVIII вв. В декоре кубков-наутилусов обычно использовались изображения мифологических персонажей, так или иначе связанных с морской стихией..
Такие раковины, обработанные с помощью кислотных растворов, и превращают ювелиры в кубки-наутилусы. Кубки наутилусы, когда бы ни были изготовлены имеют необыкновенное очарование благодаря чудесным раковинам и выглядят всегда таинствено и влекуще. Перламутр из Наутилуса особенно ценился в средние века, оправлялся в бокалы и был излюбленным на всём Западе. ..
Красота раковин и удобство их обработки позволило ювелирам XVI- XVII веков создавать работы, котрые использовали как дары и призы. Обладатель такого кубка выносил его лишь в самых торжественных случаях как символ своего престижа.
Кубок не просто посуда для воды или вина - это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю. Ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши - венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Это важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с XVII века и из стекла. Кубок пришел на Русь во времена Ивана Грозного. Продажа кубков простолюдинам была запрещена. Пить из них могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Очень быстро кубок перестает применяться по прямому назначению. Кубки и медали подчеркивали богатство и статус, их хранили как драгоценный предмет интерьера.
В королевских кунсткамерах хранились различные экзотические раковины. Они могли быть как необработанными, то есть в естественном виде, так и искусно оправленными и ставшими частью какого-либо изделия. Великолепными образцами такой работы являются представленные на выставке кубки-наутилусы. Смысл создания подобных причудливых изделий, не имеющих практического назначения, состоял в том, чтобы показать в самом фантастическом виде редкие и драгоценные творения природы, которые ювелир, соревнуясь с их природной красотой и проявляя высокое мастерство, пытался дополнить и соответствующим образом оформить.
Для немецкого ювелирного искусства в полном смысле слова "золотым веком" стало XVI столетие. Одним из основных его центров был Нюрнберг - свободный имперский город, стоявший на пересечении важнейших торговых путей. Родина Альбрехта Дюрера - он был очагом культуры эпохи Возрождения. Среди широкого разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в XVI-XVII веках, особого внимания заслуживают питьевые сосуды. Наиболее характерными из них были ложчатые кубки - двойные или с крышками.
Одной из самых излюбленных форм ложчатых сосудов была форма кубка с крышкой в виде цветка аквилегии - Ageleybecher. К 80-м годам XV века ложчатые кубки получают самое широкое распространение, и немецкие мастера не имеют себе равных в их создании. С появлением первых набросков Дюрера для серебряных изделий в немецком ювелирном искусстве появляются мотивы, заимствованные из природы; возникновение многочисленных лягушек, улиток, змеек, ящериц, отлитых по живым моделям, знаменует собой проникновение в немецкое серебряное дело стиля "ristique", т.е. сельского. Все эти фигурки призваны были удивить и поразить зрителя своей необычностью, восхитить технической виртуозностью.
Другим аспектом стиля "ristique"было использование натуральных раковин и их имитаций из цветного камня и металла, страусовых яиц, зубов нарвала, скорлупы кокосовых орехов для создания кубков, чаш, различных сосудов сугубо декоративного назначения. Изделия из этих материалов ещё со времен раннего средневековья имели символическое значение и были окружены таинственностью. Яйцо страуса, например, считалось принадлежащим птице Феникс, а зуб нарвала почти до самого XVIII века слыл рогом мифического единорога.
Большой популярностью пользовались в Германии фигурные кубки. Немецкий бюргер находил вполне уместным пить из кубка-лошади, кубка-совы или кораблика во время шумных застолий. Многие из этих "кубков-забав" служили и серьёзным целям - дарились по случаю рождений, крестин, обручений, свадеб и других значительных событий в жизни человека.
Существовали также кубки, которые с течением времени утратили свой первоначальный символический смысл, превратившись в кубки-забавы, своего рода игрушки. Это - кубки-кораблики. В средние века они имели сакральный смысл и использовались как сосуды для вина; в качестве реликвии эти кораблики должны были оберегать владельца от невзгод в море житейском. В XVII веке кораблик постепенно утрачивает все эти прежние значения, став простым настольным украшением, кубком-забавой. Настольное украшение в виде одномачтового судна - с такелажем, пушками, павильоном и фигурками моряков на борту, было выполнено известным нюрнбергским мастером Эсайей цур Линденом в первой трети XVII века. Кубки-корабли со второй половины XVI века становятся постепенно шуточными, в то время, как в более ранние времена, смысл таких сосудов был многозначным. Традиция изготовления ювелирами миниатюрных кораблей уходит в средние века, когда они были символами жизни, вотивными предметами, сосудами для вина на княжеских трапезах, солонками и, наконец, настольными украшениями, в которые клали пряности и ставили перед особо почетными гостями. Эти сосуды благодаря придававшемуся им сакральному значению должны были предохранять пряности от яда и, следовательно, уберегать их владельцев от отравления, а в качестве реликвии - оберегать от невзгод в море житейском или спасение во время кораблекрушения. К XVII веку кораблик ювелиров утрачивает все эти значения, став просто настольным украшением и кубком-забавой.
Серия сообщений "*** антиквариат, резьба, фаберже, лалик/2":
Часть 1 - Камеи-классика ювелирного искусства.
Часть 2 - Антикварная коллекция серебрянных кружек
...
Часть 18 - Антикварные чайники..
Часть 19 - Камея и ее история....
Часть 20 - Nautilus - жемчужный кораблик
Часть 21 - Шарманка, ты, шарманка...
Часть 22 - Карманные часы - милая вещица
...
Часть 43 - Шедевры из камня
Часть 44 - Каменные цветы Фаберже
Часть 45 - 9 видов клинков, вошедших в историю
Рубрики: | антиквариат, резьба, фаберже, лалик |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий ludnov
Великолепные изделия!Ответ на комментарий изяма
Красота и изящество!Ответ на комментарий ellashuster
Я рада, что Вам понравилось!Ответ на комментарий odinizvas
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |