Нецкэ - прекрасное в малом Любителям искусства хорошо знакомы НЕЦКЭ - небольшие резные фигурки из кости или из дерева, работы японских или китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. В японской культуре нельзя обнаружить этапа, подобного эпохе Возрождения для стран Европы. Период позднего феодализма, продлившийся до XIX века, в своих чертах являлся продолжением предыдущих веков. С художественной точки зрения, НЕЦКЭ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры, сюжеты нецке выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии и Китая XVII-XIX вв. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нецкэ со временем превратилось в подлинное искусство. Назначение нецкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нецкэ" - "не-цуке" - пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нецкэ - это брелок, противовес, с помощью которого у пояса носят кисет с табаком, связку ключей или инро - коробочку для лекарств и парфюмерии. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Нецкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Нецкэ, брелки - противовесы, использовались на обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии Появились нецкэ в XV веке. Мужской пояс в то время, служил своего рода "портфелем" для деловых бумаг. За поясом также носили веер, письменные принадлежности. Но была еще и масса мелких вещиц - кошельки, трубки, кисеты, которые легко выскальзывали из-за пояса и могли потеряться. Их стали подвешивать к поясу на шнурках, с нецкэ на конце (нэ - корень, цкэ - прикреплять). Вначале это были просто небольшие палочки или пуговицы-брелоки. В XVII веке незатейливые брелоки превратились в шедевры миниатюрной скульптуры. Но подлинным украшением японской одежды они стали во второй половине XVIII - начале XIX века. . Но в XVI веке произошло объединение страны после длительных феодальных междоусобиц. Это событие способствовало значительной активизации экономики Японии, и главное - небывалым темпам роста городов. Так, специалисты отмечают, что в течение столетия количество городов увеличилось с 85 до 269. Как следствие этого, развитие городской цивилизации оказало самое существенное влияние на всю японскую культуру. Она стала более демократичной, все более распространялась "вширь", обращается к реальности и повседневной жизни человека. Все в большей степени проявляются в ней чисто национальные черты, рождаются самобытные, не имевшие аналогий более нигде,художественные формы. Ярким примером открывающим новую страницу в развитии японской скульптуры и декоративного искусства, связанную с развитием городской культуры. являются нецкэ. Hовизна нецкэ проявилась в широте тематики, воссоздавшей красочную картину жизни средневекового японского города во всем ее многообразии, начиная от повседневных занятий горожан до этических и религиозных представлений, литературных и театральных вкусов. Изысканные формы нецкэ были предназначены не только для зрительного, привычного для европейцев, восприятия. Восприятие осязанием, непосредственный контакт для японцев не менее важен. Вся культура Востока немыслима без понятия медитации. Основой ее всегда являлись концентрация и расслабление. Средством для медитации могло служить повторение молитв, просмотр произведений живописи, перебирание четок, или прикосновения к нецкэ. Следуя пальцами за гармоничными изгибами формы фигурки, человек успокаивался, обретал душевное равновесие, или, как сказали бы мы сейчас, снимал стресс. Кроме того, их владелец тем самым ненавязчиво демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе.
Мастера находили свои сюжеты непосредственно на улицах города. Hезатейливые сценки полны юмора, иронической насмешки. В преобладании в нецкэ бытовых сюжетов проявился характерный для всего японского искусства того времени большой интерес художников к реальной жизни. Сюжеты и символика нецкэ весьма разнообразны. Это и занятые работой горожане, актеры японского театра Кабуки, персонажи сказок и легенд, древние божества. Вот веселый толстяк Дайкоку - бог богатства и счастья. Иногда он изображается с молотком, высекающим счастье, иногда - с большим мешком с крысами. Надо иметь в виду, что на Востоке крыса, запасливый грызун, тянущий все в свою нору - символ достатка и благополучия. А дракон в Китае и Японии - совсем не чудовище, а символ великолепия, силы и благородства, змея - символ мудрости, а обезьяна - хитрости. Круг персонажей также включает в себя буддийских, синтоистских, даосских, и конфуцианских божеств, а также символическое изображение календарей, народной мудрости и суеверия. Очень часто встречаются изображения популярных среди городских низов божеств - "ситифукудзин" (7 богов счастья). Популярностью пользовались и мифические существа, демоны (они), оборотни (бакэмоно), лешие (тэнгу), водяные (каппа). Все это стоит иметь в виду, если вы хотите приступить к коллекционированию нэцкэ, использовать их для успокоения, любоваться ими на своем рабочем столе. Кроме того, у вас могут быть собственные маленькие суеверия и символы, близкие по сюжетам к нецкэ.