LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Замечательный танцовщик и балетмейстер Леонид Федорович Мясин |
Замечательный танцовщик и балетмейстер Леонид Федорович Мясин (1895 - 1979)
Леонид Федорович Мясин родился в Москве 9 августа 1895 года в семье музыкантов: отец, Федор Афанасьевич, валторнист оркестра Малого театра; мать, Евгения Николаевна, хористка Большого театра.
|
Михаил Ларионов. «Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом». 1910-е
После окончания московского Императорского балетного училища в 1914 вступил в балетную труппу Дягилева. Воплотив в танце трогательный образ главного героя в «Легенде об Иосифе» Р. Штрауса, он заслужил признание публики. Дягилев предложил ему должность хореографа в «Русском балете». На этом поприще Мясиным создано несколько балетов, таких как: «Полночное солнце» (1915), «Женщины в хорошем настроении» (на музыку Томмазини – Скарлатти), «Русские сказки» на музыку Лядова и «Парад» (музыка Э. Сати, 1917). В яркой комедии «Женщины в хорошем настроении» Мясин удачно сочетал балет и пантомиму, что придавало героям особенную выразительность.
Постепенно известность талантливого танцовщика и хореографа росла. А. Бенуа, Н. Бенуа, Дали, Дерен, Матисс, Бакст, Добужинский, Челищев, Якулов, Брак, Берер. "Успех "Полуночного солнца”, — вспоминал впоследствии Мясин, — был достаточен для того, чтобы я начал серьезно думать о моем будущем как хореографа”. В 1916, находясь в Испании, Мясин поставил балет "Менины” (по картине Веласкеса, на музыку Форе), открывший испанский цикл в его творчестве. Мясин стал заниматься изучением испанского народного танца, приглашая знаменитых испанских танцовщиков для участия в постановках (Фернандеса, Рами-роса, Архентиниту).
Пабло Пикассо и Леонид Мясин
Легко осваивая все новое, Мясин в 1917 в содружестве с поэтом Кокто, написавшим сценарий, композитором Э. Сати, использовавшим в своей музыке синтез джаза и регтайма, и художником Пикассо, создавшим костюмы в стиле кубизма, поставил балет "Парад”, применив свойственные футуризму приемы эпатажа публики и стерев границы между академической сценой и балаганом. Балет не имел успеха, шокировав публику и критику своей новизной и необычностью. В том же году Мясин поставил один из самых знаменитых своих балетов "Женщины в хорошем настроении” ("Проказницы”; на музыку сонат Скарлатти в оркестровке Томмазини) по мотивам комедии Гольдони, в котором сочетал стилизацию балетной техники XVIII века с изломанностью движений марионеток и влияний современного искусства. Успех спектакля способствовал тому, что и в дальнейшем Мясин неоднократно возвращался к найденным здесь образам и приемам. Этот балет, как и созданные в том же году "Русские сказки” (на музыку Лядова), поставленные в духе русского лубка, долго держались в репертуаре труппы, всегда вызывая восторги зрителей. Уже в этих первых постановках были заявлены черты, свойственные балетмейстерскому творчеству Мясина: интерес к фольклору, как русскому, так и других народов, влияние изобразительного искусства на хореографическое решение, интерес к стилистике commedia dell'arte, преломленные сквозь современное пластическое видение.
Леонид Мясин в роли китайского фокусника в балете "Парад" (1917)
В 1919 Мясин поставил "Волшебную лавку” на музыку Россини в аранжировке Респиги. "При очаровательной и малоизвестной музыке Россини, остроумной и динамичной хореографии Мясина "Волшебная лавка” привлекла исключительный интерес и вошла в число самых популярных балетов... Особенно выделялись Лопухова и Мясин, буквально "взрывавшие” зрительный зал исполнением канкана”. В том же году поставил "Треуголку” де Фальи, снискав успех как блистательный исполнитель фаруки.
В 1920 Леонид Мясин обратился к приемам commedia dell'arte в "Пульчинелле” (композитор Стравинский по Перголези). Стравинский считал этот балет "одной из лучших постановок Мясина, сумевшего проникнуться духом неаполитанского театра. А его исполнение роли Пульчинеллы было выше всяких похвал”. В том же году поставил в парижской "Grand-Opera” "Песнь соловья” и собственную хореографическую версию "Весны священной” (оба — Стравинского), и балетные сцены в опере-балете "Женские хитрости” (на музыку Чимарозы в оркестровке Респиги: потом исполнялись самостоятельно под названием "Чимарозиана”).
Леонид Мясин, Леон Бакст и Игорь Стравинский
В 1921 Леонид Федорович женился на американской балерине Вере Савиной (настоящая фамилия Кларк). Стремясь к профессиональной независимости, он покинул "Русский балет”. Мясин сформировал в Риме собственную труппу и гастролировал с ней по Южной Америке. В 1922 он поставил в Лондоне несколько маленьких балетов для "Covent Garden”, собрал новую труппу для гастролей по Англии, открыл там школу, в которой обучал по методу Чекетти (среди учеников Аштон, Марра). В 1924 поставил для сезона "Парижские вечера” балеты: "Меркурий” (композитор Сати), "Салат” (на народные итальянские мелодии в оркестровке Мийо), "Жига” (на музыку Баха, Генделя, Скарлатти), "Розы” (на музыку Метра) и один из самых знаменитых своих балетов — "Прекрасный Дунай” (на музыку И. Штрауса).
В 1924 разошелся с В. Савиной. В 1925-26 сотрудничал с английским импрессарио Кокраном, поставил балеты: "Повеса” (по мотивам Хогарта, композитор Куилтер) и "Крещендо” (оба — 1925), "Бадья” ("The Tub”, на музыку Гайдна, 1926). В 1925 вернулся в "Русский балет” Дягилева, оставался в труппе до 1928. Осуществил постановки: "Зефир и флора” Дукельского и "Матросы” Орика (оба — 1925), "Стальной скок” Прокофьева (1927) — балет, связанный с русским конструктивизмом (сценография Якулова), пластически близкий к "танцам машин”, "Ода” Набокова (на сюжет "Оды” Ломоносова, 1928), в которой впервые в творчестве Мясина возникает та тяга к обобщенным до символа образам и сюжетам, которая в дальнейшем получит развитие в его симфонических балетах.
Женившись в 1928 на танцовщице труппы "Немчинова—Долин” Евгении Деляровой, уехал в Америку, выступал вместе с ней на концертной эстраде. В 1928-31 работал в труппе Иды Рубинштейн (Национальная Академия музыки и танца, Франция). Поставил: "Давид” Соге (1929), "Амфион” Онеггера (1929). Одновременно (1928-30) сотрудничал с американской компанией "Рокси Сине-ма”, где ставил дивертисменты и выступал в них. В 1930 создал новую редакцию своей "Весны священной” в "Metropolitan Opera” с Мартой Грехэм в партии Избранницы. В том же году возвратился в Европу, где поставил балет "Белкис” Респиги в миланской "La Scala”. В 1932 встретился с режиссером Рейнхардом в работе над оперой-буфф "Елена Прекрасная” Оффенбаха (шла в театре Лондона "Аделфи” под названием "Елена!”); по признанию Мясина, получил от него несколько важных уроков, "касающихся главным образом значения ритмической организации больших сцен”. С 1932 (и до 1942) работал в труппе "Ballet Russe de Monte Carlo” (с 1933— главный балетмейстер), поставил "Детские игры” (на музыку Бизе, 1932).
Леонид Мясин, не раз был первопроходцем в хореографии, с 1933 в его творчестве возникла новая линия — первым на Западе он начал ставить хореографические симфонии, открыв новую сферу использования классической музыки: "Предзнаменования” (на музыку Пятой симфонии Чайковского), "Хоре-артиум” (на музыку Четвертой симфонии Брамса), "Фантастическая симфония” ("Эпизод из жизни артиста”, на музыку Берлиоза, 1936), "Седьмая симфония” (на музыку Бетховена, 1938), в которой развил хореографические идеи, впервые найденные в "Оде” — соединение сюжетного балета с эпизодами "чистого” танца, асимметричное построение кордебалета, использование не только горизонтальное, но и вертикальное построений кордебалета. Их действие строилось, как правило, на столкновении аллегорических понятий.
Мясин продолжал работать и в других жанрах. Среди его постановок: "Юнион Пацифик” Набокова (1934, "Forest Theatre”, Филадельфия), в котором он использовал многообразие танцевального фольклора (китайского, индейского...); "Парижское веселье” (на музыку Оффенбаха, 1938; снят в Голливуде в 1941 с Мясиным и Даниловой); "Nobilissima visione” Хиндемита (1938); "Красное и черное” ("Странная фарандола”, на музыку Шостаковича, 1939); "Испанское каприччио” (на музыку Римского-Корсакова, 1939: снят фильм "Испанская фиеста”, Голливуд, 1941); "Нью-Йоркер” (на музыку Гершвина в оркестровке Раскина, 1940); "Саратога” Вейнбергера и "Лабиринт” (на музыку Седьмой симфонии Шуберта).
В 1938 Мясин разошелся с Деляровой и женился на Татьяне Милишниковой (сценический псевдоним Орлова). В 1941 у них родилась дочь Татьяна (в будущем также танцовщица, в замужестве баронесса Стефан де Ватсдорф), а в 1944 — сын Леонид, ставший артистом балета и балетмейстером, известным под именем Лорка Массин (Массине). После ухода из "Ballet Russe de Monte Carlo” Mясин работал в 1942-45 в "Ballet Theatre” (Нью-Йорк). Среди его постановок: "Мамзель Анго” Лекока, "Алеко” на музыку Чайковского. В 1944 Мясин получил американское гражданство.
Леонид Мясин с дочкой Таней
В 1945-46 Леонид Федорович гастролировал с организованной им труппой "Ballet Russe Highlights”, куда вошли Баранова, Эглевский, Истомина, Лазовский. Репертуар составляли фрагменты из русских классических балетов и постановок Mясина. В 1946 он принял приглашение выступить в лондонском ревю "Пуля в балете”.
С 1947 творчество Mясина связано преимущественно с Европой. Поставил: "Симфония часов” (на муз. Гайдна, 1948, "Sadler's Wells Ballet”): "Художник и его модель” (на муз. Орика, 1949, Балет Елисейских полей); "Гарольд в Италии” (на муз. Берлиоза, 1951, "Ballet Russe de Monte Carlo”): "Марио и волшебник” (на муз. Маннино, 1954, "La Scala”); "Дон Жуан” Глюка (1959).
Таня с отцом Леонидом Мясиным
Одна из последних значительных постановок Mясина — "Евангелисты” ("Laudes Evangelii”, на муз. умбрийских песнопений XIII в. в обработке Букки), вдохновленная атмосферой преджоттовских живописцев и византийскими мозаиками, — была поставлена в 1952 в церкви Сан-Доменико (Перуджи). Балет, в котором нашел развитие замысел его, неосуществленного, балета "Литургии”, имел большой успех и в течение многих лет неоднократно ставился в разных странах; в 1961-62 был показан по телевидению в ряде стран.
Леонид Федорович Mясин поставил также: "Гарольд в Италии” (на музыку симфонической поэмы Берлиоза, 1954, "Ballet Russe de Monte Carlo”): "Ашер” ("Падение дома Ашеров” Морилло, 1955, театр "Colon”, Буэнос-Айрес). В 1960 Mясин — художественный руководитель 5-го международного фестиваля танца в Генуе, для которого поставил: "Человеческая комедия” (на музыку XIV века в оркестровке К0ри); "Севильский цирюльник” (на музыку Россини); "Бал воров” Орика и свою версию "Шехеразады” (на музыку Римского-Корсакова).
Леонид Mясин осуществил постановки около 100 балетов разнообразных жанров (от балетов-буфф, доходящих до бурлеска, с точной обрисовкой характеров и нравов, до симфонических, порой аллегорических, балетов), тематики, стилей. В своих произведениях он использовал многообразие пластических "языков” — классический танец, акробатические движения, разнообразный танцевальный фольклор. Он часто был первооткрывателем в хореографии, его произведения вызывали бурную полемику. И эта "его способность меняться от стиля к стилю, сохраняя свое, мясинское, лицо и есть то, что делает его наиболее представительным из всех хореографов XX века” (Дж. Синклер). В 1961 и 1963 побывал в Москве, вел переговоры о съемках для показа по телевидению своих балетов в исполнении русских артистов. Этот замысел не осуществился.
Mясину принадлежит хореография фильмов-балетов "Красные башмачки” (1948), "Сказки Гофмана” (1951), "Неаполитанская карусель” (1953)... В разные годы ставил танцы в операх и драматических спектаклях. В конце 1950-х — в 60-е выступал вместе со сыном с лекциями о балете и народных танцах (русских, испанских, бразильских, американских) и с демонстрацией их. Написал книгу воспоминаний "My Life in Ballet” (London, 1960) и теоретический труд "Theory and Exercise in Composition” (London, 1978).
В 1917 Мясин за бесценок приобрел целый архипелаг недалеко от Неаполя. Острова Ле Галли на полвека стали домом, убежищем для Мясина и его семьи, его творческой лабораторией, кабинетом. Здесь он написал воспоминания «Моя жизнь в балете», продумывал искрометные постановки. На своем острове Мясин мечтал построить театр и дважды начинал строительство, но морские приливы разрушали фундамент. Леонид Мясин хотел учредить фонд, который бы поддерживал остров как художественный центр, где собирается творческая молодежь, чтобы обмениваться идеями и создавать новые работы, но не успел. После его смерти остров пришлось продать. Его хозяином стал Рудольф Нуриев. Сейчас попасть на остров сложно: после смерти Нуриева его приобрел один соррентийский гостиничный магнат.
Серия сообщений "*** знаменитости, художники, балет":
Часть 1 - Человек дня
Часть 2 - Ида Рубинштейн
...
Часть 18 - Великий РУДОЛЬФ НУРИЕВ
Часть 19 - Пабло Пикассо...
Часть 20 - Замечательный танцовщик и балетмейстер Леонид Федорович Мясин
Часть 21 - Великий провокатор и комедиант - Художник Сальвадор Дали
Часть 22 - Исаак Мерритт Зингер и его швейные машинки...
...
Часть 43 - Михаил Врубель
Часть 44 - Михаил Врубель. Московский период
Часть 45 - Михаил Врубель. Последний акт
Рубрики: | знаменитости, художники, балет |
Ответ на комментарий изяма
Я вчера видела фильм с ним "Красные башмачки" 1948 г, советую, если любите кино.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |