Пандемии и эпидемии
Автор части текста : Наталья Полыця
В XIV – XVIII вв. Европа пережила несколько массовых вспышек чумы.
Только эпидемия, известная как «Черная смерть», в четырнадцатом столетии, по подсчетам специалистов, унесла жизни около 50 миллионов человек.
В дальнейшем волны пандемии откатывались и наступали вновь.
Параллельно этому сначала в Италии, а затем в других странах Европы активно развивалось изобразительное искусство, литература и музыка.
Эпоха Ренессанса жила бок о бок с разрушительной силой чумы.
Многие художники Возрождения стали жертвами болезни.
Среди них были Ганс Гольбейн Младший, Тициан, Амброджо Лоренцетти, Андреа дель Кастаньо и Перуджино.
В XIV веке в Италии появляются чумные доктора — врачи, специализирующиеся на лечении чумы.
В исцелении больных они не сильно преуспели, но образ чумного доктора закрепился в венецианских масках и в одноименном образе персонажа комедии дель арте.
Знаменитая «клювастая» маска доктора должна была не только отпугивать болезнь, в ее «нос» закладывались лекарственные травы, которые защищали врача от чумного запаха и препятствовали его заражению.
В итальянской комедии масок, наряду с Арлекином и Коломбиной, появляется и маска Доктора.
И хотя во многих произведениях речь идет не о медике, а о докторе юридических наук, маска его — непременно с длинным носом.
Иллюстрация -Похороны жертв чумы в Турне - из " Хроник Гилля Майзета "1272 – 1352 годы
Слово «лазарет» пришло во многие языки мира из зачумленной Италии — Lazzaretto Vecchio, остров в Венецианской лагуне, был местом захоронения погибших от эпидемии, здесь же проходили карантин суда, которые потенциально могли занести заразу в город.
Кстати, слово «карантин» также относится к эпохе «черной смерти»: quaranta, то есть «сорок» по-итальянски, именно столько дней должно было стоять судно на якоре вдали от берега.
Читать далее...