-Метки

Маски автомобили акварели рисунок гравюра скульптура акварельрисунок гравюра скульптура антиквариат артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты архитектура замки и дворцы мечети мосты архтектура блины блины булочки блины, булочки блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы вареники витамины и полезные продукты внутрение органы внутренние органы водопады вулканы выпечка вязание спицы голливуд головная боль города горы горы пещеры озера каньоны дачный участок дворцы деревни деревья десерты дети в живописи диеты дизайн интерьера и ремонт долины дыхательная система женские образы живопись 18 век живопись 20 век живопись старых мастеров животные фото закуски замки запеканки здоровое сердце и сосуды здоровые зубы здоровые ноги здоровье знаменитости художники балет знаменитые женщины зрение иллюстрации имидж красоты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки компоты напитки котейли соки консервирование кошки фото и в живописи кулинария ледники лепешки рецепты хорошего теста лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые мамины рецепты маски уход за лицом волосами и телом маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты натюрморты с цветами национальные парки небо рассветы закаты огород огородные секреты озера оладьи лепешки острова париж парки мира пейзажи разные живопись печенье пещеры пироги пироги пирожки пицца подводный мир полезные советы компьютерная помощь полезные советы полезные советы компьютерная помощь поля праздники природа птицы пустыня путешествия разное и самое интересное в мире рассветы реки реклама россия сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система сердечно-сосудистые заболевания советские соусы соусы маринады подливы ссср стихи поэты писатели супы тесто торты торты бискиты пирожные торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото франция хачапури цветы в живописи цветы на даче цветы фото чебуреки

 -Рубрики

 -Цитатник

Ответ LK-mel0dia и иже с ними - (2)

LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...

Интересные окрасы породистых кошек - (0)

Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...

Баклажаны снова хит сезона! - (0)

  Баклажаны снова хит сезона!   Вот и настала та благодатная пора, ког...

9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)

Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...

Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)

Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дневник обо всем


Астраханский кремль-форпост государства российского

Суббота, 09 Августа 2014 г. 01:11 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

На протяжении веков Астраханский кремль был неприступной твердыней на юго-восточной границе государства. С кремлем связан ряд исторических событий: крымско-турецкие походы на Нижнюю Волгу в XVI веке, смутана Руси и крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в XVIIв., преобразования петровского времени и восстание стрельцов 1705-1706, Персидский поход Петра I и образование Каспийской флотилии в XVIII в, укрепление границ государства и вхождение в состав России территорий Кавказа и Средней Азии Астраханский кремль - крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город.

Располагается на острове, омываемом водами Волги, Кутума, Царёва и ерика Казачий.

 

В 1558 году в низовьях Волги, на высоком бугре, окруженном топями и болотами, военным инженером дьяком Разрядного приказа И.Г. Выродковым была заложена первая деревянная крепость с мощными засыпными стенами, раскатами и башнями. Конфигурация Астраханского кремля была продиктована рельефом местности, в плане он получил форму прямоугольного треугольника, вытянутого вершиной на юго-запад.

                             

Основателем крепости на новом месте стал воевода Иван Семёнович Черемисинов, именно им было выбрано место на левом берегу Волги, где в 1557-1558 годах под его же руководством были построены первые укрепления и основан город. Местом для строительства был выбран бугор, получивший название Заячий лучшего место и выбрать было нельзя - с запада и севера возвышенность окружали Волга и её протоки, а с юга и востока - солончаковые озёра и болота. Черемисинов послал в Москву чертёж и, получив разрешение на строительство, за 2 года построил крепость.

Деревянная крепость была перестроена на каменную в период правления Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова – с 1582- 1589 гг. В Астрахань для возведения кремлевских стен и башен направлялись «казенные» мастера.

Возглавляли крепости московские мастера городового дела Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцын и дьяк Дей Губастый. Для строительства использовали старую, но очень прочную татарскую плинфу, которую привозили из развалин золотоордынских городов. Каменный кремль был построен по типу Московского кремля.

Вначале вместо входа на этом месте стояла боевая проездная башня кремля с восточными воротами, ведущими в острог. В народе эти ворота называли Кабацкими, напротив, на углу Большой улицы, стоял питейный дом. В кабаке издавна висела в переднем углу икона Нерукотворного Спаса. По преданию, она была привезена в Астрахань царским воеводой Шемякиным-Пронским и оказалась в Кабацкой избе.

Потом икону решено было вынести из кабака и укрепить в нише над главными воротами кремля. Ворота стали именоваться Спасительскими. В первой половине XVII века в память об изгнании в 1614 году из Астрахани Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого на главной восточной проездной башне была выстроена надвратная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

С тех пор главные ворота кремля стали называться Пречистенскими по одному из эпитетов Богородицы - Пречистой Девы. После возведения Успенского собора, в 1710 году на месте этой надвратной церкви была выстроена под руководством зодчего Дорофея Минеевича Мякишева первая соборная колокольня. На ней были установлены не только колокола, но и часы - большая новинка для города.

Высота Пречистенской колокольни была значительная. Но при постройке не учли крепость фундамента. Сооружение стало давать осадку, покрылось трещинами. В 1765 году при губернаторе В. Н. Бекетове колокольня, во избежание падения, была разобрана. Пролом на месте Пречистенских ворот существовал почти полвека — 44 года, до тех пор пока не нашёлся щедрый астраханский житель, решивший на собственные средства для города построить новую соборную колокольню. В 1809 году новая колокольня была заложена. Сведения об этом содержит найденная в 1978 году на кремлёвском дворе мраморная плита.

На ней имеются тексты на греческом и русском языках. Оба гласят: «Сооружена сия соборная колокольня на каменным зданием по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация, родом грека с острова Псара, что в архипелаге на Эгейском море…».

Варваций заказал проект колокольни известному в то время в России санкт-петербургскому архитектору Луиджи Руска. В 1813 году строительство колокольни было завершено. Выстроенная в стиле позднего классицизма вторая соборная колокольня отличалась соразмер­ностью и изяществом пропорций, строгостью силуэта и торжественностью. Ещё при Варвации к колокольне была пристроена часовня в честь иконы Нерукотворного Спаса.

Однако в 1896 году колокольня заставила обратить на себя внимание многих горожан. Даже на глаз стало видно, что она имеет наклон в сторону Московской (Екатерининской) улицы. Долгое время колокольня находилась в наклонном положении и была так же знаменита в Астрахани, как Пизанская башня в Европе. Предприимчивые астраханские фотографы даже стали печатать открытки с её изображением и надписью: Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора. Варвациевская колокольня простояла около 100 лет и прекрасно вписывалась в ансамбль Астраханского кремля, подчёркивая изумительную величавость Успенского собора.

                                                               

Все же она была разобрана, и на её месте в 1910 году появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С. И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта.

В 1910 году фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 году на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера.

В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и в 18 часов, играют мелодию «;Славься» М. И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 30-е годы всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест. В 1990 на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии.

Стены, башни завершались двурогими зубцами с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, так называемым ласточкиным хвостом.Зубцы были прорезаны бойницами навесногобоя, из ручного огнестрельного оружия. С внешней стороны стен между зубцами и площадками верхнего боя, называемыми - прясло; стены, были устроены косые отверстия-варницы;, предназначавшиеся для обливания неприятеля горячей смолой или кипятком (варом). Ширина площадки колебалась в зависимости от толщины стен, которые были от 2,8 до 5,2 м. Здесь при необходимости могли размещаться верховые пушки - мортиры.

Астраханский кремль отличался новейшей для того времени системой организации "огненного боя". В стенах, помимо традиционного нижнего пушечного – «подошвенного» боя, была устроена не применявшаяся ранее в русском крепостном зодчестве дополнительная линия среднего  боя.

Бойницы среднего и подошвенного боя располагались в шахматном порядке, что позволяло значительно повысить плотность огня перед стенами при нападении противника, а прямолинейная форма кремлевских стен и сильно выступающие вперед боевые башни  давали возможность вести фланкирующий огонь. 

                                                    Стены и башни кремля

Стены и башни Астраханского Кремля. 1582;1589 гг Боевые башни кремля разделялись внутри на несколько ярусов, которые соединялись лестницами, устроенными в толще их стен и приспособлены для круговой обороны. Из каждой башни имелся выход на площадку верхнего боя. Стены каждого яруса башен имели печуры с бойницами для стрельбы из ручного огнестрельного оружия и венчались деревянными шатрами со сторожевыми площадками.

Толщина стен башен Астраханского кремля достигала 3-3,5 м. Всего, согласно плану, Астраханский кремль имел восемь башен, из которых до настоящего времени сохранилось три проездные и четыре глухие. Астраханский кремль, один из первых  каменных крепостных сооружений,  был в числе наиболее мощных крепостных сооружений  Московского государства

Архиерейская башня

Четырехъярусная, имеет 12 бойниц, в плане квадратная (8,4х8,4м), высота башни с зубцами -15 м, толщина стен -112 см. Восстановлена без сохранения исторических форм в 1843 г., на месте разобранной исторической башни в 1825 году.

                                

                                          

Крымская башня

Одна из трех сохранившихся в исторических формах XVI века башен кремля. Пятиярусная, имеет 20 бойниц, в плане ромбовидная 12,8х13,2 м. Ее высота с южной стороны от земли до зубцов достигает 17 м. Вход в башню устроен с прясла стены на уровне четвертого яруса, внутри стен каменные лестницы и только на первый ярус, который заглублён под землю, ведёт деревянная лестница. Ярусы разделены деревянными перекрытиями.

                                   

Башня водяные(тайные)ворота

                                                                                          

                          

Башня Красные ворота

Свое название получила за мощь и величие, в древности являлась главным командным пунктом обороны города, так как находилась на самом высоком месте кремля и выходила к Волге.

                                

                                 

Башня восстановлена в формах XVI века архитектором А.В.Воробьевым в 1958-1966 гг. XX века. Имеет в плане двенадцатигранник, трехъярусная, с лабиринтом для ведения круговой обороны. Высота башни с зубцами 14,5 м, имеет 17 пушечных и 24 пищальных боя.

                         

Никольские ворота

Получили название по имени надвратной церкви, устроенной на проездных воротах еще в XVI в. В настоящее время сохранились ворота с надвратным храмом, построенные в 1729-1738 гг. Никольский храм имеет обходную галерею, каменный притвор с западной стороны. В начале XX века в облик храма внесены украшательские элементы в форме главок, кокошников, крыша покрыта черепицей.

                        

                            

Артиллерийская башня

Северо-восточная угловая глухая башня - третья сохранившаяся башня XVI века. В плане ромбовидная 12,7х12,3м, высота с зубцами около 16 м, четырехъярусная, имеет 15 бойниц, завершается пятью зубцами с каждой стороны.

                         

                         

                   

Пречистенская колокольня

Колокольня построена в начале  XX века по проекту архитектора С.И. Карягина, высота около 80 м. Под колокольней три проезда, имеет два придела. Наклон от своей оси составляет 52 см на юго – восток.

На месте существующей колокольни в разное время были две другие колокольни, которые по причине проседания грунта и непрочности фундамента разбирались. Высота первой колокольни составляла 63 м, была построена одновременно с Успенским собором в 1710 году, разобрана в 1765, высота второй - 53м, построена по проекту Луиджи Руска в 1809-1813, просуществовала до конца XIX века.

С 1991 г. является действующей звонницей Успенского собора. Успенский собор Успенский собор сооружен в 1698-1710 гг.. Постройкой руководил русский зодчий из крепостных крестьян Д. Мякишев. Собор пятикупольный, имеет кубическую форму, с восточной стороны примыкает алтарь с пятью абсидами, а с западной – лобное место с широкой двухмаршевой лестницей.

 

Собор двухэтажный. Верхний храм Успения Пресвятой Богородицы предназначался для праздничных богослужений в теплое время, нижний - Сретенье Иконы Владимирской Божьей Матери с 1714-1914 гг. служил усыпальницей астраханских архиереев. Нижний храм со всех сторон окружен столбами галереи, на уровне второго этажа собор окружен открытой обходной галереей гульбищем.

 

Стены собора сделаны из красного большемерного кирпича, наличники окон, колонны, капители, карнизы выложены из фасонного кирпича и белого камня, детали обходной галереи были раскрашены в несколько цветов. Высота собора с крестом - 75 м, диаметр лобного места - 15 м.

Троицкий собор

Комплекс Троицкого монастыря сохранился в формах конца XVII начала XVIII вв.. Построен на месте первого деревянного монастыря во имя Николая Чудотворца с церковью во имя Живоначальной Троицы (1576 г.) первым богомольцем игуменом Кириллом. Монастырь не раз перестраивался. В настоящее время состоит из трех церквей, расположенных на одном подклете: Троицкой, Сретенской, Введенской и двух Трапезных палат.

Лобное Место


Кирилловская Часовня, 1677 г. Построена над могилой первого игумена Троицкого монастыря Кирилла



Дом Духовенства, 1874 г. В настоящее время здесь находится Астраханское художественное училище имени П. А. Власова.


 

Надвратная башня,Никольская церковь


Гауптвахта, 1807 г. В настоящее время находится на реставрации.

Административный Корпус, 2 — ая полов. XIX века. В настоящее время здесь находятся музей «Культура и быт народов астраханского края 18 — 20 вв.» и Войсковое правление астраханским казачьим войском.

Офицерские квартиры,1905

 


Солдатская Казарма, XIX века. В настоящее время здесь находится Методический центр народной культуры.


 Памятник на могиле начальника Астраханского гарнизона П. П. Чугунова и участников Гражданской войны Ф. А. Трофимова, И. Е. Денисова. Установлен в 1926 году.

Домик реставраторов

Памятник И.Н.Ульянову;

                             

                                                                                     Филиал «Кремль»

 

В 1974 году после завершения реставрации кремль был передан музею для дальнейшего использования. В 1980 году кремль был объявлен заповедником и стал ядром музейного объединения.

Артиллерийский двор кремля представляет образ русской деревянной архитектуры  малых форм и открытого показа осадных орудий XVIII - XIX, здесь регулярно проводятся кремлевские вечера, проходят Творческие калейдоскопы,  в которых  принимают участие творческие коллективы министерства культуры, а также  проводятся интерактивные мероприятия музея.


Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник - старейший из региональных музеев России. Сегодня музей-заповедник включает в себя 14 филиалов, пять из них расположены в городе Астрахани, девять - в районах области. В музее имеются реставрационные и художественные мастерские, таксидермическая лаборатория, столярная мастерская. Собрание музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов и отличается большим разнообразием. Оно включает в себя уникальные естественно-научные коллекции-археологические, этнографические, нумизматические, таксидермические коллекции флоры и фауны, и многие другие.

                             

История создания и развития Астраханского музея-заповедника уходит корнями в далекий XIX век, в первой половине которого, а именно в декабре 1837 года, по решению губернатора Ивана Семёновича Тимирязева в Астрахани был открыт «Губернский музеум».

                              

В нём были собранны разнообразные коллекции, но, к сожалению, в 1862 году из-за отсутствия средств на содержание, музей был закрыт, а его экспонаты были переданы на хранение в другие учреждения.

                            

                            

В 1874 году возникает Петровское общество исследователей Астраханского края, так как срок его создания совпал с празднованием двухсотлетия со дня рождения Петра I. Члены общества вели сборы материалов о природе и истории края, выпустили ряд сборников краеведческих статей. В 1888 году обществу были переданы коллекции, ранее собранные губернским статистическим комитетом. Городская управа отвела помещение для показа экспонатов.

                             

                            

                       

                           

В 1890 году зоологическая, археологическая, нумизматическая коллекции, альбом фотографий, представленные обществом на Казанскую торгово-промышленную выставку, были удостоены многочисленных  наград. 5 марта 1897 года состоялось официальное открытие Астраханского Петровского музея. В 1911 году его экспозиции были размещены в новом здании «Городских учреждений», где они и располагаются в настоящее время.

                                                                     

                             

Кстати, краеведческий музей, головное здание музея-заповедника, расположен в здании городских учреждений, которое построено в 1901-1904, 1909-1912гг. Сегодня в этом здании кроме музея размещается областная администрация с приёмной губернатора и областное Представительное Собрание. В 1974 году музею был передан Астраханский кремль, ставший основой созданного распоряжением правительства в 1980 году музея-заповедника.

                            

                             

                               

                               

                             

За последние годы  пришлось решать множество проблем - организационных, финансовых, кадровых, материально-технологических. За пять минувших лет  сделано немало, чтобы музей-заповедник отвечал требованиям нового века. Проекты, которые удалось осуществить музейщикам за последние четыре года, и вправду грандиозны. В археологической коллекции музея есть золотые и серебряные изделия савромато - сарматских времен. Эти предметы уникальны.

                               


                              

 

                             

В 2005 году в Татарстане в рамках проекта «Музеи России - 1000-летию Казани в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике “Казанский кремль” археологические предметы фондовой коллекции астраханского музея-заповедника, относящиеся к XIII-XIV векам,  экспонировались на выставке “Золотая Орда. История и культура” совместно с редчайшими экспонатами из коллекций Эрмитажа. Фотография мозаичного тондо с персидской надписью из астраханской коллекции золотоордынской кашинной керамики XIV века обошла все каталоги и буклеты, изданные под патронажем Эрмитажа.

                              

В 2005 году музейная выставка «Золото сарматов» более двух месяцев экспонировалась в музее Палаццо Венеция в Риме, где произвела настоящий фурор среди итальянцев и гостей «вечного города» и завоевала мировую известность. Благодаря демонстрации в Риме, уникальные предметы савромато - сарматской эпохи из фондовой коллекции Астраханского музея-заповедника были включены в великолепно изданный итальянской стороной каталог и тем самым вошли в мировой научный оборот. Поездке в Италию предшествовала титаническая подготовительная работа научного коллектива музея-заповедника. В последние годы музей принимал активное участие в формировании международных выставок и современных образовательных социально - культурных программах.

                               
                                

 

                            


Один из удачно осуществленных проектов - создание музея - филиала «Селитренное городище» на месте бывшей золотоордынской столицы Сарай аль-Махруса.

                           

                             

Музей создан распоряжением губернатора Астраханской области А.П. Гужвина в 2003 году. Недавно коллективом музея был выигран грант РГНФ на проведение дальнейших археологических исследований  на Селитренном городище. В настоящее время музей-заповедник вошел в крупную Федеральную программу с целью проведения I этапа музеефикации уникального археологического объекта.

                            

Курмангазы Сагырбаев (1823-1896) - выдающийся казахский композитор Осенью 2005 года по инициативе сотрудников Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника в с. Алтынжар Астраханской области был открыт межгосударственный культурный Центр имени Курмангазы. Здесь располагается гостиничный комплексмузей Курмангазы Сагырбаева, музыкальная школа домбристов… Решение о возведении комплекса и финансировании проекта было принято казахстанской и российской сторонами при  поддержке казахского национального общества астраханской области «Жолдастык». Выступив инициатором масштабного межгосударственного проекта, музей-заповедник получил в результате музей-филиал, отвечающий всем современным требованиям.

                                          

                            

Рождение еще одного нового филиала музея - заповедника состоялось в последние годы благодаря тесному сотрудничеству научного коллектива музея с дирекцией и учеными находящегося в Камызякском районе Астраханской области Всероссийского НИИ овощеводства и бахчеводства. Это расположившийся на территории НИИ единственный в Европе музей «Российского арбуза».

                             

                             

Музей сегодня - это ключ ко всему, что накоплено в течение многих веков нашими предками, недаром музеи сравнивают с храмами духовности. Развитие музея, его движение в ногу со временем, его открытость, восприимчивость к новому и стабильная ориентация на сохранение исторического и научного фонда России, преданность традициям - вот залог прочного интереса к музейной деятельности наших дорогих гостей - наших уважаемых посетителей.

Литература:

Марков А. С., Львов С. Астрахань на старинных открытках.- Астрахань, 1999.
Павловский А. Я. По историческим местам Астрахани. Волгоград, 1966.
Путеводитель по Астрахани (под редакцией Девочкина Н. И.) — Волгоград, 1970.
Путеводитель по Астрахани и области (под редакцией Смирнова Ю. С.) — Волгоград, 1979.

Материалы сайта музея:http://astrakhan-musei.ru/,

Серия сообщений "*** путешествия по России":
Часть 1 - Петербург предновогодний
Часть 2 - Эрмитаж
...
Часть 10 - Две Москвы в одном кадре
Часть 11 - Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Часть 12 - Астраханский кремль-форпост государства российского
Часть 13 - Питер. Нарвские триумфальные ворота
Часть 14 - Крым во всей красе!
...
Часть 48 - Уникальная Россия: природа Пермского края
Часть 49 - Нижний Новгород с высоты птичьего полета
Часть 50 - Саракташ (Оренбургская область)

Рубрики:  путешествия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку