-Метки

3d панорама Маски автомобили акварели рисунок гравюра скульптура акварель рисунок графика акварельрисунок гравюра скульптура антиквариат антиквариат резьба фаберже лалик артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты архитектура замки и дворцы мечети мосты архтектура блины блины булочки блины, булочки блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы вареники витамины и полезные продукты внутрение органы внутренние органы водопады вулканы выпечка голливуд головная боль города горы горы пещеры озера каньоны дачный участок дворцы деревья десерты дети в живописи диеты дизайн интерьера и ремонт долины дыхательная система женские образы живопись 20 век животные фото заболевания головного мозга закуски замки запеканки здоровое сердце и сосуды здоровые зубы здоровые ноги здоровье знаменитости художники балет зрение иллюстрации имидж красоты импрессионисты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки компоты напитки котейли соки консервирование кошки в живописи кошки фото и в живописи кулинария ледники лепешки рецепты хорошего теста лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые мамины рецепты маски уход за лицом волосами и телом маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты национальные парки небо рассветы закаты огород огородные секреты озера оладьи лепешки острова париж парки мира пейзажи разные живопись печенье пещеры пироги пироги пирожки пицца подводный мир полезные советы полезные советы компьютерная помощь полезные советы полезные советы компьютерная помощь поля праздники природа природа водопады птицы пустыня путешествия разное и самое интересное в мире рассветы реки реклама россия сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система сердечно-сосудистые заболевания советские соусы соусы маринады подливы ссср стихи поэты писатели супы тесто торты торты бискиты пирожные торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото франция хачапури цветы в живописи цветы на даче цветы фото чебуреки щитовидная железа

 -Рубрики

 -Цитатник

Ответ LK-mel0dia и иже с ними - (2)

LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...

Интересные окрасы породистых кошек - (0)

Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...

Баклажаны снова хит сезона! - (0)

  Баклажаны снова хит сезона!   Вот и настала та благодатная пора, ког...

9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)

Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...

Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)

Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дневник обо всем


Чем обернулся эксперимент Сталина по половому разделению в советских школах

Среда, 18 Октября 2023 г. 21:07 + в цитатник

Чем обернулся эксперимент Сталина по половому разделению в советских школах


 

 

Старшее поколение, родившееся перед Великой Отечественной войной или в ее годы, застало раздельное обучение. В 1943-м советские школы поделили на мужские и женские. Сейчас, много лет спустя, мы задаемся вопросом: для чего Сталину понадобилось отказаться от равноправия полов, которого добивались большевики начиная с 1917 года, и почему вопрос о школах отдельно для девочек и отдельно для мальчиков встал именно в 1943 году, в самый разгар войны? Рассказываем, чем закончился этот эксперимент.


Равноправие полов достигнуто?

Напомним, что до революции в России уже существовало разделение на школы или классы для мальчиков и для девочек. Раздельное обучение практиковалось почти во всех средних образовательных учреждениях – например, в пансионах, гимназиях, реальных училищах. При этом представительницам слабого пола объем знаний давали меньше, программа была легче и, конечно, при обучении девочек упор делали на предметы, более подходящие женщине.

Школа в царской России. Девочки учились отдельно и это никого не смущало.

Школа в царской России. Девочки учились отдельно и это никого не смущало.


В первые годы революции было решено отказаться от практики раздельного обучения, ведь в стране заговорили о равноправии полов и о стирании границ между мужчиной и женщиной (в том числе в области образования) как о пережитке буржуазного прошлого. В итоге 18 мая 1918-го наркомом образования Луначарским было введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Такое «смешение полов» оказалось весьма успешным, уровень образования шел вверх.

И вот 24 октября 1942 года было принято новое постановление – ввести раздельное обучение девочек и мальчиков в начальных классах и на уроках допризывной военной подготовки. Но еще раньше, перед Великой Отечественной войной, Сталин уже поставил подчиненным задачу ввести раздельное обучение в средней школе вообще. Это решение он мотивировал тем, что цель доступности образования уже достигнута, неравноправие полов в Советской стране ликвидировано во всех областях жизни советского человека и теперь в совместном обучении больше нет необходимости. Мол, оно было временной мерой, теперь же пора учитывать особенности физиологического и психологического развития девочек, которые не предполагают обучения их на одном уровне с мальчиками.

Сталин решил повернуть всё вспять.

Сталин решил повернуть всё вспять.


Более того, согласно докладной записке Отдела школ ЦК ВКП(б) и Народного комиссариата просвещения РСФСР, касающейся раздельного обучения, совместная учеба девочек и мальчиков якобы создавала затруднения как для детей, так и для педагогов.

Ввести раздельное обучение в 1-10 классах правительство постановило с 1 сентября 1943 года. Само постановление «О введении раздельного обучения девочек и мальчиков» было подписано двумя месяцами раньше, в июле. Был сформирован список «разнополых» школ в областных и краевых городах, а также в столицах союзных и автономных республик и крупных промышленных городах. Власти населенных пунктов, чьи школы в этот список не вошли, имели право обратиться с просьбой в правительство своей республики о введении такой же практики – конечно, при наличии такой возможности.

Вождь решил, что девочкам пора учиться отдельно от мальчиков.

Вождь решил, что девочкам пора учиться отдельно от мальчиков.


У каждой мужской и женской школы должно было быть отдельное здание и, конечно, необходимое военно-учебное и прочее оборудование. Однако по факту далеко не во всех школах имелась такая возможность – в том числе в плане помещений. В некоторых зданиях пришлось выделить один этаж для девочек, другой – для мальчиков, а где-то и вовсе один этаж разделяли фанерной перегородкой. Но бывало и так, что из двух соседних смешанных школ формировали две разнополые – в одну переводили мальчиков, и в другую – девочек. Между тем в некоторых деревнях и маленьких городках обучение так и осталось совместным.

Класс девочек.

Класс девочек.


Учебная программа мальчиков и девочек осталась одинаковой, чего нельзя сказать о военной подготовке – в этом плане упор делали на мальчиков.

Дисциплина стремительно упала

Историки считают, что на проведение этой реформы Сталина натолкнули вовсе не те причины, которые он официально называл, а реалии военного времени, необходимость воспитывать будущих защитников советской страны. Учителя мальчиков делали акцент на военные игры, на дисциплину, пытались заинтересовать ребят, оставшихся в годы войны без отцов, уроками юного разведчика, курсом молодого бойца, тренировками по боксу. Девочкам же внушали, что они должны быть хорошими хозяйками, матерями, ну а если речь идет о войне – отзывчивыми медсестрами. Поэтому у них в школах больше внимания уделялось домоводству и навыкам оказания первой помощи.

Подходы к обучению девочек и мальчиков отличались.

Подходы к обучению девочек и мальчиков отличались.


Однако проект по раздельному обучению в советских школах провалился. Статистика показывала, что в женских классах успеваемость значительно выше, чем в мужских. Педагоги, обучавшие мальчиков, объясняли это тем, что у их учеников отсутствует дисциплина и что они, учителя, не справляются с таким масштабом «безотцовщины». Работники школ жаловались, что мальчики сквернословят, курят и даже приходят на уроки в нетрезвом виде. В классах участились драки, которые порой заканчивались серьёзными травмами – например, переломом или сотрясением мозга. Более того, в провинциальных городах даже начали образовываться преступные группировки из мальчиков, которые нападали на сверстников, избивали их и грабили.

Все это фиксировалось в официальных отчетах учителей и, конечно же, скрывалось от широкой общественности. Зачем простым людям сомневаться в правильности шагов советского правительства?



Между тем в обществе школьная реформа тоже вызвала неоднозначную реакцию – и это несмотря на то, что говорить что-либо поперек решения советской власти было опасно. Сами дети тоже не были рады такому разделению – девочки хотели учинится вместе с мальчиками, а мальчики – вместе с девочками.

Учителя старались приучать детей к дисциплине. Не везде это удавалось.

Учителя старались приучать детей к дисциплине. Не везде это удавалось.


Постепенно стало понятно, что в смешанном коллективе и дисциплина лучше, и успеваемость выше. При девочках мальчики не готовы делать то, что позволяют себе в чисто мужском коллективе, ведь каждый подросток стремится выглядеть в глазах противоположного пола не нетрезвым драчуном-двоечником, а рыцарем. И то, что в смешанных коллективах психологическая атмосфера благоприятнее, чем в однополых, может подтвердить любой психолог.

В некоторых школах раздельное образование не ввели.

В некоторых школах раздельное образование не ввели.


В итоге вместо ожидаемого укрепления дисциплины в разнополых школах она, наоборот, рухнула. По крайней мере, в классах мальчиков. И несмотря на то, что в период с 1944 по 1951 год в стране выходили приказы «Об укреплении дисциплины в школе», были организованы дежурства учителей и общественников, детей заставляли заучивать наизусть правила поведения, ничего не помогало исправить ситуацию.



Неудачный эксперимент по разделению учеников закончился менее через десять лет – в 1954-м. Этому поспособствовала в первую очередь смерть автора этой идеи – Сталина.

Смешанные классы в советских реалиях оказались лучше однополых.

Смешанные классы в советских реалиях оказались лучше однополых.


Понятно, что сама практика классов для девочек и классов для мальчиков не утопична и в некоторых государствах, в некоторых культурах она успешно применяется. В том числе это показывает и опыт образования в Российской империи. Однако время и условия, при которых это было введено Сталиным, оказались крайне неудачными для столь неоднозначного эксперимента над детьми и учителями.


Текст: Анна Белова

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/131022/54473/

```````````````````````````````````````````````````````````````````````````

Рубрики:  разное/*** разные истории, самое интересное в мире/ 5
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям