Джина Лоллобриджида не только сыграла Эсмеральду в кино, но и, став скульптором, отлила Эсмеральду из бронзы
"Собор Парижской Богоматери” - не просто одно из самых известных произведений французской классической литературы. Это, например, первый исторический роман в своей стране. А ещё - источник вдохновения для создателей 14 фильмов, 1 мультфильма, 2 опер, балета и мюзикла. Многие россияне знакомы с сюжетом романа, но даже те, кто прочитал его когда-то взахлёб, не обращают внимания или не вспоминают некоторых интересных деталей.
Кое-чего в романе точно нет, хотя многим кажется, что есть
Эсмеральда для многих читателей - цыганка, хотя в книге ясно сказано, что она - француженка, украденная в детстве. Современному человеку кажется, что это неважно, ведь в таком случае девушка была воспитана, как цыганка. Но в начале девятнадцатого века в Европе верили во врождённые качества, в том числе присущие разным расам и народам. Так что для Гюго была прямая связь между тем, как благородно ведёт себя Эсмеральда, и тем фактом, что она - француженка по крови.
“Собор Парижской Богоматери” часто называют романом о любви. Но на деле, если почитать внимательно, на любовь оказываются способны немногие персонажи. Собственно, Эсмеральда и Квазимодо. Все остальные мужчины, окружающие Эсмеральду, думают лишь о своих плотских желаниях. Даже спасённый ею от виселицы поэт, вместо того, чтобы просто по-человечески испытать благодарность к девушке, немедленно пытается “вступить в супружеские права”. По счастью, насильник из него никакой.
То, чем одержим Фролло, имеет мало общего с любовью, хотя у нас и принято воспевать подобную мрачную страсть. С Фебом тоже всё понятно. Он вообще вряд ли когда-либо в жизни любил. К Флёр-де-Лис он не испытывает ни капли нежности и в какой-то момент от скуки подумывает её изнасиловать, но она, угадав его мысли, выбегает из комнаты на балкон, где они оба будут видны.
В романе совершенно точно есть дружба, но есть ли любовь - вот вопрос
По сути, Эсмеральда замучена и убита из-за чужой похоти, просто сломана, как странная игрушка, которая почему-то не захотела участвовать в игре.
Не все помнят, откуда у Фролло появился Квазимодо. Изначально мальчика-горбуна подкинули матери Эсмеральды взамен украденной девочки. Затем женщина сама подкинула его к собору. Судя по тому, что Квазимодо рыж, цыгане и его когда-то, по задумке автора, украли или подобрали - в деревнях Европы часто выносили умирать вон из деревни детей, рождённых с инвалидностью. Если обратиться к другому роману Гюго, “Человек, который смеётся”, можно заподозрить, что мальчика хотели научить каким-то простым трюкам или танцу, чтобы он смешил выступлениями публику. В Средние Века (и даже во времена Гюго) это было, может быть, лучшей долей для ребёнка-инвалида, если вспомнить, скольких просто оставляли умирать.
Нет ни одного намёка, почему в итоге цыгане подкинули малыша в чужую детскую кровать. Это навсегда останется загадкой.
Фролло воспитывает Квазимодо не просто из человеколюбия, а для того, чтобы своей добротой к инвалиду выслужить у Бога прощение непутёвому младшему брату, студенту и безобразнику.
Обычай, по которому цыгане женятся на столько лет, на сколько частей разлетится кувшин на их свадьбе, на самом деле вряд ли когда-либо существовал. Ещё в Византии цыгане уже были христианами и венчались (или сочетались браком перед лицом общины) на всю жизнь.
Цыгане в сюжете романа
Как известно, Гюго написал свой роман, чтобы привлечь внимание французов к исторической ценности собора Нотр-Дам. Почти невозможно сейчас это представить, но его собирались снести либо, на крайний случай, модернизировать. Гюго, большой поклонник архитектуры и истории Парижа, решил заставить читателей полюбить собор так, как он сам его любит. И сел за книгу.
Почему же он выбрал в качестве времени событий конец пятнадцатого века? Почему не описал, например, историю создания собора?
Цыгане, средневековая миниатюра. Жёлтыми изображали на рисунке волосы положительным персонажам. Согласно тексту, волосы у цыган были чёрные
Дело в том, что в девятнадцатом веке у европейцев начало меняться отношение к малым народам от утилитарного к гуманистскому. К сожалению, это мало касалось политики правительств, но теперь за коренными жителями колоний, например, признавались собственные культура и право на гордость своей историей. Повлиял поворот и на отношение европейцев к цыганам. Если в той же Франции антицыганские законы, принятые в Средние Века и позже, исполнялись так рьяно, что все местные цыгане оказались уничтожены, то теперь приезжающие из Испании, Италии, Венгрии, Богемии цыгане вызывали скорее любопытство. На фермах цыган стали нанимать на сезонные работы, католические пасторы вспомнили, что даже инквизиция считала цыган добрыми христианами, и отдельные барышни и барыни пытались толковать с цыганками о нравственности.
Если оглянуться на историю, то все самые знаменитые литературные произведения о цыганах созданы именно в девятнадцатом веке: и “Собор Парижской Богоматери”, и “Цыганы” Пушкина, и “Кармен” Мериме. Их стали активно рисовать, использовать как образ в песнях и поэзии. Цыгане казались европейцам людьми, как-то особенно близкими к природе и полными её изначальной силы.
Так что привлечь цыган в сюжет было практически беспроигрышным способом заинтересовать публику. И Гюго изо всей истории Средних Веков выбрал момент, когда цыгане только появились в Европе, бежав от захватывающих Византию осман. Шествие табора с герцогом во главе списано им из летописей. Надо сказать, до сих пор неясно, кто были люди, которые звали себя цыганскими герцогами. Они знали много языков и обладали манерами придворного уровня. Это вполне могли быть представители византийской знати, но как им удалось возглавлять цыган? Загадка.
Кое в чём Гюго ошибся. Цыгане в то время не имели тесных контактов с французским криминальным миром и останавливались не во Дворе Чудес, а за воротами города, в поле. Так было удобнее разбивать лагерь, а особо скрываться до принятия повсеместных законов против бродяг и кочевников цыганам было незачем. Наоборот, в их интересах было привлекать любопытство публики: от ведь зарабатывали представлениями. В том числе, как героиня Гюго, с дрессированными животными.
Надо сказать, что Гюго был не только трудолюбивым и талантливым писателем, но и художником... по кофе.
Текст: Лилит Мазикина