Крещение Руси и связанные с ним события – важнейшие в истории нашей страны. 

Спустя столетия их стали называть судьбоносными. 

Но, как ни странно, художники редко выбирали их сюжетами для своих произведений. 

И тем дороже для нас немногие картины о Крещении, тем внимательнее мы всматриваемся в отражение событий более чем тысячелетней давности.

Самое, наверное, известное изображение Крещения Руси – фреска великого русского художника Виктора Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 годах. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Третьяковской галерее.

 

 

Одна из первых картин была написана уроженцем Курляндской губернииИваном Эггинком

В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно«Великий князь Владимир избирает религию»

«Придоша немьци от Рима... Рече же Володимер немцем: "Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть"» (Повесть временных лет). 

Картина понравилась императору и была им приобретена для Зимнего дворца, а Эггинк впоследствии стал академиком Императорской Академии художеств.

 

                                                             

Историки точно не могут сказать, когда и где крестился сам князь: то ли в Киеве после беседы с греческим проповедником, то ли в греческом городе Корсуни (Херсонесе) после его захвата. 

В принципе это не так уж и важно, но в исторической живописи преобладает корсунский вариант, именно он изложен Нестором-летопис цем. 

Вот картина Андрея Иванова (отца Александра Иванова, автора «Явления Христа народу») «Крещение князя Владимира в Корсуни», написанная в 1829 году.

 

 

Живописец Фёдор Бронников в 1853 году окончил Императорскую Академию художеств с большой Золотой медалью, получил командировку в Италию, в 1855 году переехал в Рим и остался в нём навсегда. 

Занимался иконописью, исторической живописью, писал портреты, исполнил множество работ в Русской посольской церкви в Париже, в Русской церкви в Копенгагене. Полотно «Крещение князя Владимира» он завещал своему родному городу Шадринску в Пермской губернии.

 

 

Алексей Кившенко, автор хрестоматийного «Военного совета в Филях» и многих батальных полотен на темы русско-турецких войн, написал «Крещение киевлян князем Владимиром» в 1880 году.

 

 

К знаковому для русской истории событию обращались даже такие мастера критического реализма, как Василий Перов – один из организаторов «Товарищества передвижников». Картина «Крещение Руси» была написана им во второй половине 1870-х годов, когда художник стремился к созданию грандиозных, обобщающих образов русской национальной истории.

 

 

Коллега Василия Перова, художник-передви жник Клавдий Лебедев, был одним из интереснейших русских исторических живописцев рубежа XIX-XX веков и одновременно выдающимся церковным живописцем. 

Он иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Вот одна из его картин«Крещение киевлян».

 

 

Тема Крещения Руси живо интересует и наших современников. Действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза художников РоссииНиколай Мартынов работал над своим полотном 13 лет. 

Он начал писать «Крещение Руси» в 1989 году, когда весь русский народ отмечал памятную дату тысячелетия принятия православия.

«Это ключ к познанию Родины – "Святой Руси"», – говорит о творчестве художника ректор Санкт-Петербургс кого института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Альберт Чаркин.

 

 

Исторические полотна красной нитью проходят по всему творчеству члена-корреспонд ента Российской академии художеств Михаила Шанькова

Своё «Крещение Руси» ученик Ильи Глазунова написал для трапезной прихода Русской православной церкви святого Владимира в Нью-Джерси.

 

 

Российский художник Вячеслав Назарук начинал на студии «Мульттелефильм». Сегодня основное направление творчества Назарука – историческая живопись. 

В картине «Крещение Руси» изображён момент начала литургии на берегу Почайны, на месте потопления Перуна ранним утром 1 августа 988 года.

На переднем плане изображён князь Владимир с супругой Анной.

 

 

Современный иконописец архимандрит Зинон пишет в старинной византийской манере. 

Икона «Крещение Руси» написана в год празднования Тысячелетия Крещения Руси.

 

 

Как всё происходило на самом деле, возможно, когда-нибудь покажет нам художник-фотореа лист – на основании новейших данных археологов. 

Или живописец, которому дано пронизать тысячелетнюю даль духовным зрением.

Источник

````````````````````````````````````````````````````