¬округ русских двор€н сложилс€ образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в тоже врем€ мужественные. Ќаверн€ка и среди них встречались люди с недостатками и слабост€ми, но все же подавл€ющее большинство действительно были почти мифическими создани€ми, дл€ которых честь и манеры €вл€лись жизненно важными.

 н€жны и графы. »х стиль жизни, манера поведени€ и даже внешний облик – результат особого воспитани€, ориентированного на идеал. Ќо как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует. » все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы двор€нского воспитани€. ≈сли их примен€ть в разумных мерах, можно вырастить современного Ѕолконского. 

ƒев€ть принципов двор€нского воспитани€

„увство собственного достоинства

ћаленьким двор€нам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спроситс€». —ледовательно, родилс€ двор€нином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не дл€ того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты об€зан быть именно таким. ќтсюда же вытекает и концепт «двор€нской чести», согласно тогдашним представлени€м «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более у€звимым, чем другие. Ќарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию. »звестны случаи, когда человек, признава€ свою непоправимую вину, давал честное слово застрелитьс€ – и выполн€л обещание.

’рабрость

“русость плохо сочетаетс€ с благородными порывами, потому у двор€н особое внимание удел€лось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. ѕричем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполн€€ трудные задани€ и тем самым заслужива€ уважение, но и барышень.

 н€жна ≈катерина ћещерска€ вспоминала, что будучи девочкой бо€лась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. ќт страха  ат€ потер€ла сознание, а когда пришла в себ€, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ќу, отвечай: будешь еще трусить и бо€тьс€ грозы?» ѕотом он добавил: «ј ты, если хочешь, чтобы € теб€ любил и считал своей сестрой, будь смелой. «апомни: постыднее трусости порока нет». ѕожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить кн€жну.

                                                                                                   

‘изическа€ сила и ловкость

Ѕыть храбрым и при этом тщедушным не получитс€, поэтому от двор€н требовалась соответствующа€ физическа€ подготовка. Ќапример, в ÷арскосельском лицее, где училс€ ѕушкин, каждый день выдел€лось врем€ дл€ «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. ѕри этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных де€телей. ¬ военных училищах требовани€ к воспитанникам были несравненно более строгими.


ƒемонстраци€ физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечени€: охота и верхова€ езда. ƒобавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.

—амообладание

¬оистину аристократическое качество, которое всегда выдел€ло это сословие. “ам где простой мужик обложит всех «по матушке», насто€щий двор€нин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. ≈го с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не пада€ духом. ∆алобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, насто€щий двор€нин не мог позволить себе малодуши€.

ћожно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. ¬о-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их нав€зывать окружающим. ¬о-вторых, сберега€ истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.ƒев€ть принципов двор€нского воспитани€

«абота о внешнем виде

«Ѕыть можно дельным человеком, » думать о красе ногтей…». јвтора этих строчек вы знаете. ƒвор€нские дети, об€заны были выгл€деть хорошо, но не дл€ того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважени€ к окружающим! «»стинно расположенный к люд€м человек не станет оскорбл€ть чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф „естерфилд.


 ульт прекрасного, царивший среди двор€н, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. ƒостаточно вспомнить туалеты јнны  арениной: «јнна переоделась в очень простое батистовое платье. ƒолли внимательно осмотрела это простое платье. ќна знала, что значит и за какие деньги приобретаетс€ эта простота».

”мение «нравитьс€»

¬ отличие от современной тенденции: «любите мен€ таким, какой € есть», двор€не искренне старались понравитьс€ всем и не из соображений подхалимства, а этикета. ¬ести себ€ следовало так, чтобы делать свое общество как можно более при€тным дл€ окружающих. » в этом есть резон, в конце концов, быть при€тным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем при€тным дл€ самого себ€.

”мение нравитьс€ было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «ќтносись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

ƒо более сложных указаний: «ѕостарайс€ распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».

«—коль бы пустой и легкомысленной ни была та или ина€ компани€, коль скоро ты находишьс€ в ней, не показывай люд€м своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

–азве не полезный навык, который и репутацию укрепл€ет и нервы бережет?

—кромность

ѕод скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.
—читалось, что нельз€ встревать в беседы со своими комментари€ми или советами. «Ќоси свою ученость, как нос€т часы, – во внутреннем кармане. ≈сли теб€ спрос€т «который час?» – ответь, но не возвещай врем€ ежечасно и когда теб€ никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («ѕисьма к сыну» граф „естерфилд).

»ли еще один прекрасный пример, который стоит вз€ть на вооружение и в наши дни: «√овори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравитс€, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».

ƒев€ть принципов двор€нского воспитани€

”местна€, вежлива€ речь

¬се мы знаем, что французский €зык в –оссии был €зыком общени€ знати, но и русским они владели не хуже.  асательно речи было два негласных правила. ѕервое – насто€щий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Ёто требовало особого искусства владени€ €зыком, знани€ всех прин€тых клише светской речи, об€зательных вежливых формул.

¬торое – речь двор€нина должна быть уместной, и если он оказывалс€ среди кресть€н на базаре, то и там должен был быть «своим». ’от€ это не означало, что ему позволено скатыватьс€ до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

«—ќћћ≈ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или € не знаю что» франц.)

ѕыта€сь определить, что есть истинна€ воспитанность, британский граф „естерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступа€ которую человек делаетс€ нестерпимо церемонным, а не достига€ ее – разв€зным или неловким. “онкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

ќсобенное неуловимое оба€ние и прит€гательность двор€н передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведени€.

ќбучить неуловимому comme il faut практически невозможно, но его можно «впитать», чита€ литературу. Ќапример, книгу ќльги ћуравьевой « ак воспитать двор€нина», котора€ легла в основу этой статьи. ¬ книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведени€, но и не забывайте о прекрасной русской классике.

https://nashideti.temaretik.com/1044681735926188574/9-printsipov-dvoryanskogo-vospitaniya-kotorye-aktualny-v-hhi-veke/?utm_source=postpg&utm_campaign=6.11am1

`````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````