-Метки

3d панорама автомобили акварели рисунок гравюра скульптура акварель рисунок графика акварельрисунок гравюра скульптура антиквариат резьба фаберже лалик артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты архитектура замки и дворцы мечети мосты архтектура блины блины булочки блины, булочки блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы вареники витамины и полезные продукты внутрение органы внутренние органы водопады вулканы выпечка голливуд головная боль города горы горы пещеры озера каньоны дачный участок дворцы деревья десерты диеты дизайн интерьера и ремонт долины дыхательная система жанровая живопись женские образы животные фото заболевания головного мозга закуски замки запеканки здоровое сердце и сосуды здоровые зубы здоровые ноги здоровье знаменитости художники балет знаменитые женщины зрение иллюстрации имидж красоты импрессионисты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки компоты напитки котейли соки консервирование кошки в живописи кошки фото и в живописи кулинария ледники лепешки рецепты хорошего теста лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые мамины рецепты маски уход за лицом волосами и телом маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты национальные парки небо рассветы закаты огород огородные секреты озера оладьи лепешки острова открытки париж парки мира пейзажи разные живопись печенье пещеры пироги пироги пирожки пицца подводный мир полезные советы полезные советы компьютерная помощь полезные советы полезные советы компьютерная помощь поля праздники природа природа водопады птицы пустыня путешествия разное и самое интересное в мире рассветы реки реклама россия сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система сердечно-сосудистые заболевания советские соусы соусы маринады подливы ссср стихи поэты писатели супы тесто торты торты бискиты пирожные торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото франция хачапури цветы в живописи цветы на даче цветы фото чебуреки щитовидная железа

 -Рубрики

 -Цитатник

Ответ LK-mel0dia и иже с ними - (2)

LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...

Интересные окрасы породистых кошек - (0)

Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...

Баклажаны снова хит сезона! - (0)

  Баклажаны снова хит сезона!   Вот и настала та благодатная пора, ког...

9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)

Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...

Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)

Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дневник обо всем


Фарфор

Вторник, 03 Июня 2014 г. 23:48 + в цитатник

Императорский фарфор – Императорский Фарфоровый (Ломоносовский Фарфоровый) Завод –ЛФЗ (г.Санкт-Петербург)

"Радость искусства - это радость воплощения.
Это радость найденных форм".
(М. Волошин)

 

 Основание завода 1744 г.

Императорский фарфоровый завод, основан в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы. Он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы  приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

Чаша, изготовленная Д.И.Виноградовым. 1749 г. Эрмитаж.

 

Молочник с крышкой из сервиза-дежене со «штофным» декором и вензелем «ABV».

ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов.

 

                           

Чаша-бойль с блюдцем с росписью в «стиле шинуазри». ИФЗ.

Рубеж 1750-х – 1760-х годов.

 

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы.

 

 Кувшин с росписью в «стиле шинуазри». ИФЗ. Начало 1760-х годов.

 

Табакерка с цветочной росписью. ИФЗ. Около 1760 года.

С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

 

Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм

С воцарением Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

 

  ИФЗ. Середина XVIII века. Частное собрание, Москва.

 Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский» , «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.

Фруктовница. Период Екатерины II. 

       

Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи…».

 Ваза с изображениями роз на золоченом фоне. ИФЗ. 1780-е годы. 

 

С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы этого периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские: они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа : «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».

В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)

 

 Букет бисквитный 1850 г. Мастер П. Иванов

 Лампа в виде вазы. 1850-е годы.

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

Спас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: н-р, «Коронационного».  Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.

Скульптура. Венера.

 Кашпо. 19 век.

 Ваза декоративная. 1859 г.

Кофейный сервиз "Эгоист"

 Эпоха Николая II и русский модерн

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной - сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным.

 

Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем императрицы

Александры Федоровны «АФ». ИФЗ. 1908. Роспись Я.Горяева.

Чашка с крышкой и блюдцем с портретом императора Николая II. ИФЗ. 1907.

Роспись Я.Я.Тимофеева по медали А.А.Грилихеса.

Октябрьская революция и фарфор 20-х годов

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

К.Петров-Водкин. Декоративная тарелка «Свадьба»

 

 А. Щекотихина–Потоцкая, скульптор, художник. Тарелка с блюдцем «Венчание».

Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.

Василий Кандинский. Эскиз росписи молочника.

Фарфор, с его белоснежной поверхностью явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма.

Наряду с  достижениями в художественном фарфоре, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова.

Борис Кустодиев, художник, скульптор. Скульптура «Гармонист»,

скульптура «Танцующая женщина».

Статуэтка «Богиня Гуанини». 1920 –е г.г.

Период построения социализма

В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту». Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.

Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.

Послевоенный период

В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов.

 

В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.

Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости.

Евгений Онегин. 1950 г.

         

В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. В 1980  году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».

 Традиции и современность

Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.

 

 Скульптура. Анна Ахматова.

По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте — одно из живых и творческих явлений европейской и русской художественной культуры второй половины ХХ века и Императорский фарфор — одна из ярких и привлекательных страниц этого явления.

 Русаков С.К. Гран-при конкурса «Терем квартетом»

 

Один из проспектов в Санкт-Петербурге называется пр. Обуховской Обороны. Вот на этом проспекте и располагается Императорский Фарфоровый завод с примыкающей  к проспекту улочкой, которая называется Фарфоровой. Ее название существует с XVIII века. На работе мы иногда друг другу делаем подарки из фарфора. Я с удовольствием пью чай из такой чашечки.

 

Работы,  находящиеся в коллекции Эрмитажа

 Букет фарфоровый. Малахит, дуб.

Букет фарфоровых цветов на яшме.

 Букет фарфоровых цветов на агатовом пласте.

 Букет фарфоровых цветов. Кохалонг, красное дерево.

 

 Работы мастерской Лады Быстрицкой

 

 

 

 

 

Источник

Аэлита 54

Рубрики:  фарфор, хрусталь, стекло
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

ellashuster   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 00:01 (ссылка)
Красота ,спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 00:16 (ссылка)
Грешна. Имею слабость к красивой посуде всех времён и народов. Часто наслаждалась работами, находящимися в коллекции Эрмитажа. Спасибо огромное.
Ответить С цитатой В цитатник
пурпур   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 06:16 (ссылка)
Люблю фарфор ЛФЗ, а теперь вновь Императорского фарфорового. С удовольствием беру в цитатник. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛИОЛА_1   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 06:45 (ссылка)
КЛАСС.СПАСИБО
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 16:50 (ссылка)

Ответ на комментарий ellashuster

Прекрасные работы , очень красиво!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 16:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

А мне, кажется, что вряд ли найдется женщина равнодушная к красивой посуде. И я очень люблю красивую посуду , жаль я далеко от Эрмитажа.Красота-есть красота!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 16:53 (ссылка)

Ответ на комментарий пурпур

Спасибо за цитирование! Очень рада , что Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 16:53 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛИОЛА_1

Прелесть, потрясающая красота.
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 21:23 (ссылка)
В наше время многие отдают предпочтение одноразовой посуде из пластика. Да, и по современным правилам этикета в левой руке держат вилку из пластика, а в правой - мышку.
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 21:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Остроумно сказано! Век скоростей, все торопятся, время летит и многие люди не задумываются об этикете.
Ответить С цитатой В цитатник
изяма   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 21:52 (ссылка)
Прекрасные работы. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку