-Метки

акварельрисунок гравюра скульптура артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты блины блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы витамины и полезные продукты внутренние органы водопады вулканы выпечка вязание крючок схемы вязание спицы голливуд города горы дачный участок деревья десерты дети в живописи диеты дизайн интерьера и ремонт дыхательная система женские образы животные фото закуски запеканки здоровое сердце и сосуды здоровье знаменитости художники балет знаменитые женщины имидж красоты импрессионисты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки консервирование кошки в живописи кошки фото и в живописи кулинария куличи ледники лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты натюрморты с цветами небо рассветы закаты огород огородные секреты озера острова открытки париж парки мира пейзажи разные живопись печенье пироги пицца подводный мир полезные советы полезные советы компьютерная помощь полезные советы, компьютерная помощь поля природа птицы путешествия разное и самое интересное в мире реки реклама россия рукоделие вышивкаподелки из бумаги резьба сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система советские соусы ссср супы тесто торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото франция хачапури цветы в живописи цветы на даче

 -Рубрики

 -Цитатник

Торт РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЛЕНО (Bûche de Noël) - (0)

Традиционный Рождественский торт в виде полена! Торт, который украсит праздничный стол и...

О Париже.Прогулка по улицам 1-го округа.Часть 2 - (0)

Вид на площадь Каррузель c южного крыла Лувра. Слева знаменитая арка ...

Блюда из свинины на Новый Год: порчетта - (0)

Многие хозяйки готовят блюда из свинины на Новый год. Этот вид мяса относится к одним и...

Рождество в британском стиле. Гусь и немного Диккенса. Рецепт времен викторианской Англии! - (0)

Рождество в кругу семьи, только так можно провести этот праздник в Великобритании! Любое отхо...

Свинина, запеченная в духовке с помидорами и сыром "Гармошка", вкусный рецепт мяса в фольге - (0)

Предлагаю приготовить восхитительное блюдо - очень нежную и ароматную свинину, запеченну...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы


Мадонна в розовом саду...

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 12:50 + в цитатник

 

 

Хвала Тебе, Господь мой, от нашей матери-земли,
Она питает нас и нами руководит,
И порождает нам плодов такое множество,
Цветы дает нам красные и травы.


Франциск Ассизский

Многие цветы, известные по сочинениям античных авторов (прежде всего ботаника Диоскорида) под латинскими именами, получили в христианские времена религиозные названия. Так, примулу называли ключами святого Петра или Девы Марии (соцветие напоминает связку ключей), пасхальной свечой (часто время ее цветения совпадает с Пасхой). Разные колокольчики именовали лилией святого Иосифа, Вифлеемской звездой, короной Марии, перчаткой Марии, мак называли пуговицами Марии, бегонию — сердцем Иисуса и Божественным оком, вьющийся клематис — волосами Христа или бородой Бога, календулу (ноготки) — пальчиками Марии и салатом всех святых. Сочинения мистиков множили эти уподобления до бесконечности.

Символическое значение приписывалось цветам по ассоциации с разными признаками — с формой, цветом, по созвучию с названием цветка, по месту произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками.

Pseudo Pier Francesco Fiorentino, Italian (active Florence), active c. 1445-1475 -- Virgin and Child before a Rose Hedge

 

РОЗАРИЙ (лат. Rasarium ) — обобщенное название нескольких типов композиций, в которых изображают Мадонну на фоне цветущего сада, на фоне садовой беседки, решетки с вьющейся зеленью (итал. Madonna del Roseto) или сидящей на земле в "розовом саду" (лат. Hortus Conclusus — "Запертый сад", образ Рая, Царства Небесного;   Богоматерь Вертоград; "Сад любви").

Композиция Розария проникнута радостным, праздничным чувством . Метафора "Запретного сада" (в русской традиции — Вертоград заключенный) также восходит к радостным стихам ветхозаветной книги Песнь песней Соломона: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15)

Выдающейся картиной, относящейся к иконографии Розария, является "Мадонна в саду роз" немецкого живописца кёльнской школы Стефана Лохнера .

 

Lochner Stefan (ок. 1400-1451)__Мадонна в беседке из роз_1440 г_Кельн, музей Вальраф-Рихарц

По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии. В католических литаниях (молениях) Деву Марию именуют "Волшебной", или "Мистической розой" (итал. Rosa Mistica). Цветок розы символизирует радость (белая роза), страдания (красная роза) и славу (желтая роза). Деву Марию изображают на фоне Райского сада в окружении Ангелов, которые славят Ее музыкой и пением. 

В Средние века теологи полагали, что земной рай не был смыт потопом, но уцелел и где-то продолжает существовать.Поэтому реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников.

 

Master of the St. Lucy Legend. 1475/1480__Virgin among Virgins in the Rose Garden_Institute of Arts, Detroit.

 

Domenico Veneziano (c. 1410–1461) __ Madonna del Roseto_1410

 



Martin Schongauer (1430-1491, German)__Madonna of the Rose Bush _1473

Обращение к природе и окружающему миру является непременной чертой практически всех художников Возрождения. Мадонна помещена в некий дикий сказочный сад с цветущими розовыми кустарниками и поющими птицами. В связи с этим выявляется и некая символическая составляющая картины. Розы обычно связывают с образом Мадонны, но в конкретном случае этот знак скорее относится к Христу в качестве символа мученичества. В конце средневековья и в эпоху раннего Возрождения были распространены подобные композиции: Мадонна с Христом сидят в окружении розовых кустов, которые ограничивают их пространство. Сказочные птицы представляют собой вполне определенных щеглов. Это атрибут Христа. В католической традиции даже существовала легенда, связывающая эти образы. Говорили, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда сел на голову Христу, когда его вели на Голгофу. Тогда птица извлекла терновую колючку из его брови, а капля крови случайно попала на оперение щегла. Получается, что символы розы и щегла намекают в картине на будущие страдания Христа ради искупления грехов человечества.

 

Stefano Da Verona (Dit Zevio) (1375-1451) __ Madonna in the Rosary _circa 1435

.



Unknown Master, German (active around 1420 in the Upper Rhineland)__Madonna of the Strawberries _circa 1420
 

Pisanello (1395 - 1455)_-_Madonna della quaglia (Мадонна с куропатками)_1420

"Мадонна делла Куалья" работы Пизанелло, композиция которой близка Розарию .

 



Virgin and Child in a Rose-Garden with Two Angels__Hans Memling (1440-1494)__museo_del_prado

Мария с младенцем на руках сидит в цветущем саду, а два ангела поддерживают над ней корону. Картина, в которой еще сохраняется позднеготическая хрупкость, оставляет ощущение умиротворенности и одновременно беспокойства. Угловатые ломкие складки красной одежды Марии, заполняющие всю нижнюю часть композиции, словно движутся, вибрируют. Бледное одухотворенное лицо Мадонны спокойно, но в ее тонких чутких пальцах таится напряжение. А вокруг – Божья благодать. Среди роз снуют птицы, земля покрыта весенним ковром цветов. Художник с реалистической достоверностью и трогательной любовью запечатлел природу Эльзаса. Именно эти растения (розы, ирисы, клубнику, пионы, желтофиоль) и именно этих птиц (малиновок, синиц, воробьев, щеглов) можно увидеть в здешних садах в конце весны.

 И в то же время все изображенные растения и птицы символичны: шипы на розовых кустах напоминают о терновом венце Иисуса, скромный воробышек обозначает добродетель, белые цветы клубники символизируют девственную чистоту Марии, а трилистник – триединство Божества

 



Sandro Botticelli (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi) (1445 – 1510)__Madonna of the Rosegarden (Madonna del Roseto)_ 1469-1470_  Galleria degli Uffizi, Florence, Italy

"Запертый сад" трактуют в качестве символа девственной чистоты, непорочности, целомудрия , но также: "вообще плодородие, в духовном смысле — обилие добродетелей невесты". Слово "сад" в вульгате (латинском тексте Библии) обозначено как "pardes" (от персидск. pairidaeza, греч. paradeisos —  Парадиз).

Sandro Botticelli (1445 – 1510)__ Madonna of the Rose Garden_1468_ Musee du Louvre, Paris

 

Madonna-in-the-rose-garden__ Luini Bernardino (1482—1532)

 

Madonna of the Rose _circa 1520__Raphael (1483–1520)

 

Madonna in a Rose-Garden (Madonna del Roseto) 1450-55  by LUCA DELLA ROBBIA_Glazed terracotta, 83 x 63 cm Museo Nazionale del Bargello, Florence

 

Parmigianino - Die Madonna mit der Rose (1529/1530), Dresden, Gemаldegalerie

 


Albert Edelfelt [Finnish Academic Painter, 1854-1905]  __ The Virgin Mary in the Rose Garden(1898)_Painting - watercolor


С символикой "Сада роз" связано происхождение чёток, изобретенных Св. Домиником  . Чётки называют "венком из роз" (лат. Rosarium) и почитают в качестве символа девственности Марии. По преданию, Св. Доминик сделал свои чётки из лепестков роз, перетертых с гуммиарабиком ..Как гласит легенда, Доминику было видение: Мадонна (в иной версии — Младенец Христос) подарила ему бусы. Монах назвал их "розовой короной Мадонны"  Предположительно, название связано со средневековой церемонией: вассал подносил своему сюзерену венок из роз в знак почтения и подчинения (отсюда, в частности, происходит обычай изображения ктиторов и донаторов в образе рыцарей в латах рядом с Мадонной). В конце XV — начале XVI в. в католическом обряде складывается культ чёток, им приписывали волшебную силу, побеждающую ересь

Чётки Св. Доминика изображали на алтарных картинах в виде венка из роз (исп. Rosario; нем. Rozenkranz). Под эгидой доминиканцев в Западной Европе возникали монашеские "Братства розариев" (нем. «Rosenkranzbrderschaften").

 


 Альбрехт Дюрер__«Праздник венков из роз» или «Праздник чёток» / фрагмент / (нем. Rosenkranzfest)_ 1506 

 

фрагмент / Rosary Madonna, scene: Mary and St Dominic, two angels and medallions depicting scenes from the life of Jesus and the Passion c. 1596-1598 __Guido Reni (1575-1642)

В конце XV в. в католическом искусстве складывается композиция "Дева Мария чёток" (нем. Rosenkranzmadonna) — Мадонну изображают в мандорле, образованной венком роз, в котором каждый одиннадцатый цветок крупнее предыдущих, как в чётках Св. Доминика, насчитывающих 15 десятков бусин..

8 декабря 1476 г. Папа Римский подтвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (официально догмат утвердили только в 1854 г.; см. Мадонна Иммакулата). Это способствовало развитию мистического культа Девы Марии как "Мадонны роз", или "Мадонны чёток".

 Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682) Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг./ Музей Прадо, Мадрид, Испания

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии провозгласил Папа Римский Сикст IV 8 декабря 1476 г. Однако официально догмат утвержден Папой Пием IX только в 1854 г. Праздник Непорочного зачатия установил Папа Александр VII в 1661 г.

 

Благовещение Марии_ 1517—1518 __ Ф. Штосс для церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге

Одним из примеров иконографии Розария является композиция Благовещения Марии из раскрашенного дерева, созданная Ф. Штоссом для церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (1517—1518) . Огромные фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила заключены в овальную раму из роз и подвешены высоко в хоре церкви, пронизанные лучами света (размер обрамления 3,73х2 м). По краям розария спускаются концы чёток из увеличенных бусин. Композицию венчает изображение Бога Отца ( Саваоф) в короне. Змей, символ греховных сил, помещен внизу. В медальоны вокруг главных фигур включены эпизоды "Семи радостей Девы Марии"

.

Rosenkranzmadonna,__  Tilman Riemenschneider (1460 - 1531).

На юге Германии, в 1 км к северо-западу от Вюрцбурга, среди старинных виноградников находится церковь "Марии в винограднике" (Maria im Weingarten), построенная в XV в. для пилигримов. Внутри церкви сохранилась деревянная статуя "Мадонны Розария" (Rozenkranzmadonna) работы франконского скульптора Т. Рименшнайдера (1512—1524)

 

 

Название иконы основано на стихах книги «Песнь песней Соломона», в которых приводится описание рая: Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами, нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми миррами, источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана.
(Песн.4:12-15)

В буквальном прочтении в тексте Песни Песней «изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песни песней Суламитой». В святоотеческих толкованиях «Песни песней» образы невесты и сада связываются с Богородицей. В этом толковании на её приснодевство указывают слова «вертоград заключен, источник запечатлен», а садовый источник живых вод — это Иисус Христос, который входит в сад, не нарушая девства Богородицы.

В православных песнопениях образ вертограда также связывается с Богородицей: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос». Кроме того, в гимнографических образах рая часто приводится образ ограждённого сада, так как ограда связывается со спасением и изоляцией от греха.

 

Икона Божией Матери "Вертоград заключенный"._ Ок. 1670 г. __Мастер Никита Павловец (ГТГ)

Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю).По всей видимости, икона Никиты Павловца опирается на западноевропейские образцы (хотя и не копирует ни один из них), и не имеет своим источником композицию из Страшного суда, также называемую «Вертоград заключенный», где Богоматерь представлена на фоне райского сада, сидящей на троне между двумя ангелами. 

Вторая половина 17 века отмечена появлением на Руси целого ряда новых богородичных икон под воздействием поствизантийского,несущего в себе черты католического влияния , и собственно западного искусства. Иногда художники создавали образы совершенно не характерные для Православной культуры. Чаще, как в случае с "Богоматерь Неувядаемый Цвет",западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создаётся новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма,схоластики,свойственный западному искусству,в ней сохраняется.

 

Богоматерь Неувядаемый Цвет__Тихон Филатьев_1691_    Москва. Оружейная палата.

 

Богоматерь Неувядаемый Цвет __   Греческая икона.

 

Богоматерь Неувядаемый Цвет __ Вторая половина 18 века

 

Источники ::

Аэлита 54

Рубрики:  портрет
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 7 пользователям

Людмила_Констанденко   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 12:59 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
ludnov   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 14:16 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛИОЛА_1   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 16:40 (ссылка)
СПАСИБО МИЛАЯ
Ответить С цитатой В цитатник
Rishon   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 16:48 (ссылка)
Интересный пост.Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
изяма   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 21:02 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
кошка-кошка   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 23:09 (ссылка)
спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Вторник, 27 Мая 2014 г. 17:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила_Констанденко

Хорошего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Вторник, 27 Мая 2014 г. 17:11 (ссылка)

Ответ на комментарий ludnov

Приятного просмотра и хорошего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Вторник, 27 Мая 2014 г. 17:11 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛИОЛА_1

Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Вторник, 27 Мая 2014 г. 17:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Rishon

Спасибо, что зашли, всегда рада Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Вторник, 27 Мая 2014 г. 17:12 (ссылка)

Ответ на комментарий изяма

Картины прекрасные!
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Вторник, 27 Мая 2014 г. 17:12 (ссылка)

Ответ на комментарий кошка-кошка

Красота!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку