Сегодня, когда по интернету можно продать что угодно, люди не задумываются — можно ли отдавать постороннему человеку какую-то вещь или же нет. А в старину на Руси существовали строгие правила, согласно которым некоторые вещи ни в коем случае нельзя было продавать. Читайте в материале, что из вещей наши предки ни при каких обстоятельствах не продавали, почему так происходило, и за реализацию каких предметов гардероба можно было получить общественное порицание.
Не потеряй счастье: лошади и пчелы
Продавать лошадь следовало очень осторожно. /Фото: avatars.dzeninfra.ru
В старые времена существовали вещи, продажа которых сулила несчастье. Или, если точнее выразиться, вместе с этим предметом можно было продать свое счастье. Это относилось, в частности, к лошадям, которых отдавать другим хозяевам за деньги было можно, но с одним, очень важным условием: на животном ни в коем случае не должна была быть надета уздечка. Перед тем, как продать лошадку, уздечку надо было снять. Если этого не сделать, то покупатель уводил со двора продавца достаток и счастье.
Говорили, что, продавая пчел, ты продаешь и счастье. Пчела была насекомым, которое воспринимали как одно из святых существ, которые создал Бог. Ведь даже Илья Пророк не послал молнию в улей. Забавно, но человек, которого ужалила пчела, причислялся к грешникам, а если кто-то крал улей, то такой поступок называли святотатством. Когда во двор залетал чужой рой, говорили, что хозяин обязательно обретет счастье.
Своя рубаха ближе к телу – почему же так говорят
Продажа рубахи считалась неправильным поступком. /Фото: i.pinimg.com
Но самые строгие правила действовали в отношении рубахи. В народе считали, что этот предмет концентрирует в себе счастье, и продав рубаху, человек это счастье теряет. Скорее всего, в соответствии с этими поверьями и возникла поговорка: «Своя рубаха ближе к телу». А про щедрого человека до сих пор говорят: «Последнюю рубаху снимет с себя». Продавать этот предмет гардероба не рекомендовалось. Такой поступок считался плохим, а уж если кто-то пропивал такую одежду, то его порицали все вокруг. Заложить последнюю рубашку мог только тот человек, который дошел до точки. Его осуждали и даже могли обвинять в покушении на святой предмет.
Целебные рубахи, которые продавать нельзя
Колдуны на Руси умели лечить людей при помощи заговора рубахи. /Фото: imgtest.mir24.tv
Рубаха на Руси считалась главной одеждой, и относилось это как к мужчинам, так и к женщинам. Другие предметы гардероба были второстепенными. Интересно, но и особы царских кровей надевали рубахи, скроенные точно так же, как и у бедняков. Этот предмет одежды мог быть праздничным, будничным, ворожбенным, свадебным, покосным, похоронным — на все случаи жизни. Рубаху воспринимали как неотделимую часть человека, ведь носили ее на голое тело. Ей приписывали особые, колдовские свойства. Например, колдун, «поработав» над рубахой, мог легко навести порчу на владельца этого предмета. Этого следовало избегать, потому люди старались рубахи оберегать. Делалось это при помощи нанесения на одежду вставок, вышивок с оберегами, использовалось узорное ткачество.
Рубахи на Руси использовались также и для лечения от болезней. Например, в некоторых областях широко применялось лечение «порченных» детей при помощи так называемой «молодушечьей» рубахи. Так называлась одежда, которую молодуха надевала в первую брачную ночь. Крестьяне считали, что если малыша запеленать в эту рубаху, то можно избавить его от таких проблем как «испуг» или «злой глаз». Для лечения «испуга» применяли метод его смывания с рубахи (конечно же только с той, которая была надета на человеке в момент происшествия). Как это делалось: одежду надо было оставить на речном берегу, чтобы чистая проточная водичка как следует ее промыла и унесла испуг вдаль. При помощи рубахи люди пытались узнавать, сколько лет жизни отмерено больному. Зажигали лампаду и произносили особый заговор, махая одновременно рубахой больного человека. Она должна была быть пропитана потом. В том случае, если лампада тухла, готовились к скорому уходу заболевшего. Конечно люди ждали, что лампада продолжит гореть ярко и ровно. Тогда беспокоиться было не о чем: больной должен был скоро поправиться встать на ноги.