Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н. Н. Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении.
В дальнейшем это издательство - без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма - неоднократно обращалась к пасхальной тематике.
“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным
Ей отдали дань художники И. Я. Билибин и Ф. Г. Беренштам, В. И. Зарубин и И. И. Смукрович, Н. К. Пимоненко и Е.М.Бем - каждый в своей неповторимой манере. Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские «писанки» - расписные пасхальные яйца.
[
Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига) - с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также «Гранберг» (Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев.
(На открытке - кальке с европейской совсем не русский храм,скорее кирха)
Основную же массу составляли черно-белые фотооткрытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
Открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), узнаваемы сразу. Основные персонажы у Елизаветы Бём - дети. С её творчеством мы уже знакомы,открытки к Рождеству Христову выходили огромными тиражами и были даже переизданы в 90-е гг. 20 века.
Ниже несколько её открытоок.
Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:
Е.П. Лебедева-Анохина
Е.П. Лебедева-Анохина
Е.П. Лебедева-Анохина
Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки проникли агитационные и военные сюжеты.
А в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка.
Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни.
Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.
Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушания или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на все возможности современной полиграфии, многие издательства тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц, куличей и фотографий соборов.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки 1900 - 1910-х годов…