LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Хрустальный дракон. Зима на Лофотенах |
Лофоте́нские острова́ — архипелаг в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии. Он состоит из нескольких крупных островов и множества островков и скал.
Ожерелье Лофотенских островов расположено под боком у Гольфстрима и растянуто на добрые две сотни километров, поэтому погода здесь непредсказуема и зачастую дарит чудесные моменты фотографам: грозовое небо, штормовое море. Лофотены находятся на границе континентального и морского климатов, поэтому на архипелаге всегда происходит борьба стихий.
Сегодня — большая подборка, результат недели съёмок и месяца подготовки и обработки фотографий, панорам.
Фотографии и текст Данила Коржонова
Чтобы добраться до Лофотен, пришлось сделать 2 пересадки (в Осло и Бодо, небольшом городке на севере Норвегии). Летом же интереснее всего ехать вдоль фьордов на поезде: так можно познакомиться с красотами заполярной Норвегии.
Маленький винтовой самолет с ревом взмывает за низкую полосу тумана с короткой посадочной полосы — и уже через 20 минут сквозь тучи проглядывают зубцы «хвоста дракона» — мы на Лофотенах! Летать над северной Норвегией зимой — чарующе.
Аэропорт в Свольвере — очень домашний, уютный: всего одно небольшое здание и короткая полоса асфальта, заканчивающаяся морем. Приветливые норвежцы сразу же выдают багаж из самолетика, и мы начинаем свое путешествие. Свольвер — пожалуй, самый большой город гряды. Современные здания соседствуют с красивыми постройками вроде этой чудесной церквушки.
Проезжая вдоль зигзагов фьордов по обледенелой дороге по пути к нашему домику в Рейне, мы удивлялись, что архипелаг выглядит как закрытая стена, 400-1000 метров высотой. С одной стороны, с северо-запада — норвежское море, а с юга — Вестфьорд. Почти все деревни расположены именно со стороны Вестфьорда: норвежцы предусмотрительно не стали «подставлять» бока своих рорбу суровым ветрам Арктики. Зато вершины и пляжи, обточенные ледяными порывами северного ветра, потрясают воображение: художнику сложно представить что-то более монументальное и великолепное, чем рассвет над северными пиками архипелага. В этот момент низким розовым солнцем подсвечиваются заснеженные остроконечные вершины-зубцы хребта дракона, спящего в прозрачной изумрудной воде фьорда.
Ещё в 1120 году король Ойстен построил поселения рыбаков с простыми хижинами — рорбу. «Бу» или «Бо» означает небольшое временное жилище, а «Рор», адаптируя к норвежскому, можно расшифровать как выход в море. То есть, рорбу буквально означает временное жилище для рыбаков, которые приезжали в сезон на Лофотены. До конца 19 века все домики принадлежали королю Норвегии. Но короли рано или поздно оказываются в долгах — и рорбу пришлось продать в собственность рыбаков. При этом в способе ловли трески за тысячу лет практически ничего не изменилось. Рыбаки по-прежнему используют ярусный способ ловли, то есть длинную леску (около километра) с большим количеством крючков. Но корабли стали мощнее, появились грузовики, траулеры, продажи внесли долю автоматизации в процесс. Старые домики рыбаков были превращены чуть ли не в отели, с горячей водой, кухней, электрическим отоплением. Важная часть жизни рыбаков — уважение традиций поколений, народ очень консервативен. Поэтому и не прижились на островах траулеры с огромными сетями-ковшами, а всё так же 500-600 кораблей выходят в море, чтобы закинуть длинную леску в темные воды под покровом полярной ночи.
У фьордов на вертикальных бревнах ставят сараи (называются «стаббюр») для сушки и хранения рыбы, для хранения рыболовецкого инвентаря и лодок, а также баню с открытым очагом («бадстюэ») и овин для сушки зерна. Только на Лофотенах, из-за низких температур (но не чрезмерно низких — чтобы лед не повредил рыбу) возможен такой способ вяления.
Традиционные постройки норвежцев — с двухскатной крышей. Поверх дощатого настила раньше ее покрывали берестой и дерном. Сейчас, конечно, побеждают новые материалы, но раньше так делали почти все жители. И старые дома (а многие сохранились ещё с позапрошлого века) часто можно увидеть с целым лесом на крыше! Срубы обшивали снаружи и изнутри вертикально поставленными досками. Наличники, карнизы, а иногда и коньки крыш жилого дома (стуве) покрывали искусной резьбой. Стуве, окрашенные в традиционные красный, зеленый или синий цвет, с белыми наличниками и торцами срубов, и сейчас выглядят очень живописно на фоне суровых пиков Лофотен.
Самые популярные острова, Эуствагой, Вествагой, Флакштад и Москенес, являются излюбленным местом отдыха писателей и художников, а также всех любителей активного отдыха на природе. Большинство норвежцев приезжают сюда из южных городов просто отдохнуть, порыбачить, поохотиться. За один день на Лофотенах можно проскочить огромное количество живописных мест. В каждом из них хочется остаться как минимум на всю неделю. Максимум — на всю жизнь. Поэтому мы решили построить наш маршрут так, чтобы была возможность несколько раз вернуться в полюбившиеся нам места и посмотреть, как они меняются во время сезона ловли трески.
А ещё Лофотены — наверное, самоё тёплое место на нашей планете, в котором можно наблюдать Северное Сияние...
На следующее утро мы отправились с нашим знакомым в норвежский музей рыбы около города с названием «О» (пишется по-норвежски как А с кружком наверху). Этот город — последний, самый западный на Лофотенах. Здесь заканчивается главная дорога — Е10. Поэтому его и назвали одной буквой алфавита, последней в норвежском языке.
Пейзажи в окрестностях города «О» действительно напоминают о конце света — волны разбиваются о суровые скалы, а вдалеке видны острова Ваерой и Рост, они тоже входят в гряду Лофотен, но до них можно добраться только на пароме или вертолете.
Где-то между «О» и Ваероем существует удивительное природное явление — водоворот Мальстрем. Водоворот образуется за счет сильнейшего приливного течения. Еще в 16 веке водоворот описывали как «гигантскую воронку», простирающуюся на 5 километров и затягивающую в себя все, что приблизится к ее краю, разрушая гигантские корабли. Несколько веков позже Жюль Верн и Эдгар По добавили интереса к Мальстрему, упомянув его в своих повестях. Особенно хорошо известен рассказ Эдгара По «Низвержение в Мальстрем» (1841 г.), где автор описывает совершенно фантастическую воронку водоворота, уходящую на десятки метров в глубину. Конечно же, это не так — но все равно в лабиринтах водоворота судно может запутаться и вылететь на камни. Увидеть водоворот непросто: он находится в открытом море. Зато еще один известный водоворот Сальтстраумен находится прямо под гигантским мостом около Бодо. И туда, в самый эпицентр водоворота, даже возят туристов на легкой моторной лодке. Посмотрев с берега деревни «О» сквозь туман на предполагаемое место водоворота, мы направились в музей рыбы.
А если отъехать в центральную часть Лофотен, то можно увидеть такое удивительное явление: как замерзший в прилив фьорд разбивается о камни — и образуются такие удивительные цветы.
На любой остановке есть зона для отдыха, смотровые площадки и башни для наблюдения за птицами, а также домики для отдыха велосипедистов и кафе. Некоторые места отдыха напоминают целые архитектурные памятники, хорошо вписываясь в ландшафт (прямые, резкие линии, дерево и бетон).
На Лофотенах чудесно заниматься хайкингом — даже зимой. Снега тут немного, поэтому часто на вершину можно забраться и без снегоступов. А виды потрясают воображение. Вершины-то всего по 300-400 метров, но выглядят зубцы не хуже заоблачных вершин Памира. Например, с хайкинга над Рамбергом:
Центральная часть, вид в сторону Сёрвогена и Бальштада:
Также несколько фотографий с хайкинга над Рамбергом:
Архитектура Норвегии удивительна в своей прямоте и органичности с природой. Но особенно поражают мосты: с широкими пролётами, массивные, но в то же время выглядящие очень легко — они лежат между фьордами, заводями. Особенно поражают мосты у города Рейне и у города Рамберг. Рейне я считаю вообще одним из красивейших городов мира, наряду с Венецией: сеть мостов тянется через ожерелье островков в море, на которых расположены разноцветные домики. По сравнению с монументальными скалами и характерным зубцом Ольштиндена домики кажутся игрушечными, очень хрупкими.
Центральная часть, вид в сторону Лекнеса:
На Лофотенах очень много одиноких домиков, это одна из моих любимых тем. В сравнении с маленьким домиком горы выглядят очень высокими во всём своём снежном великолепии.
Теперь о воде — самой важной, питающей стихии Лофотенских островов.
«Конец мира» — так я всегда называю скалистый берег города «О».
Один из моих любимых пляжей — Unstad:
И, конечно, пляж Haukland:
Но, наверное, самый любимый мой пляж — Utakleiv. Совершенно чудесное место, в котором можно провести не один вечер: широкий пляж с красивыми камнями, открытый закату и северному сиянию.
А если на улице шторм — я никогда не отчаиваюсь. На Лофотенах можно делать потрясающие чёрно-белые снимки.
Рубрики: | острова/*** острова |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |