Люксембургский дворец
В конце XVIII века один из самых красивых замков Парижа, Люксембургский дворец, оказался тюрьмой для французских аристократов, в которой они проводили свои последние часы. Несмотря на это, жизнь в замке бурлила: ожидающим смерти пленникам разрешали прогуливаться коридорами, общаться, а в одном из помещений они даже играли в мяч. Нет ничего удивительного в том, что современники прозвали Люксембургскую темницу последним светским салоном XVIII ст. Узниками замка были Дантон, Андриенна Лафайет, Камиль Демулен, а также будущая императрица Франции, Жозефина Богарне, которая осталась жива лишь благодаря очередному перевороту, когда к власти пришёл Наполеон.
Последний дворец Марии Медичи В Париже Люксембургский дворец расположен в самом центре столицы Франции, на территории шестого округа, по адресу: 19, rue de Vaugirard (на карте города этот памятник архитектуры можно отыскать по следующим координатам: 48° 50′ 54″ с. ш., 2° 20′ 14″ в. д.). Построили Люксембургский дворец для Марии Медичи, которая, похоронив супруга, короля Генриха IV и потеряв власть после того, как её сын достиг совершеннолетия, решила покинуть Лувр и поселиться в собственном доме. Поместье герцога Франсуа Люксембургского, именем которого впоследствии назвали построенный ею замок, устроило её наилучшим образом.
Королева полностью выкупила земли и занялась строительством своего будущего дома, а за основу взяла проект дворца Питти во Флоренции, где она выросла. Поэтому возводить Люксембургский дворец вдовствующая королева доверила одному из самых именитых архитекторов Франции Саломону де Броссу, который спроектировал замок, таким образом, чтобы внешне он напоминал тосканский стиль. В архитектуре строения невозможно не заметить влияния французского классицизма. Прежде всего, оно выражалось в наличии главного входа в центральной части здания, закрытого со всех сторон двора, а также знаменитого Люксембургского сада с водоёмами, фонтанами и извилистыми дорожками в западной части (единственная, позаимствованная у англичан, деталь). Для внутренней отделки помещения был приглашён живший в Италии нидерландский живописец Питер Пауль Рубенс, которому королева поручила заполнить две галереи замка картинами, повествующими о её жизни. Над проектом художник работал два года в результате которых мир увидел 24 полотна: три из них являлись портретами вдовствующей королевы, остальные повествовали о её прошлом. Работы настолько сильно понравились Марии Медичи, что он получил задание нарисовать также картины, повествующие о жизни её супруга, но вскоре вдовствующая королева впала в опалу, была удалена из Парижа, и проект так и остался неосуществлённым.
К сожалению, строительство дворца, начатое в 1615 году, несколько затянулось – и главный архитектор умер, не успев его закончить. Поэтому на завершающем этапе работами руководил Жак Лемерсье. Несмотря на то что строительные работы завершены не были, в 1625 году Люксембургский дворец был торжественно открыт. Правда, королева в нём долго не жила: она проиграла стратегическую войну кардиналу Ришелье, и в 1630 году вынуждена была бежать сначала в Брюссель, потом – в Англию, затем в Кельн, где поселилась и умерла в доме, в котором Рубенс провёл своё детство. Этот факт даёт возможность одним историкам намекать на тесную связь между ней и художником в молодости, а другим, что великий художник был шпионом, который выведывал тайны французского двора и рассказывал о них эрцгерцогине Нидерландов.
Какое-то время Люксембургский дворец являлся резиденцией королей и членов их семьи, затем во времена французской революции оказался тюрьмой для аристократов, в которой они проводили свои последние часы, сыграв со многими из них злую шутку (например, оказавшаяся в замке госпожа де Муши, жена французского маршала и бывшего управляющего Версалем в своё время праздновала здесь свадьбу). Когда чёрные дни для французской аристократии закончились, замок продолжил переходить из рук в руки: Сначала в нём разместился Сенат консерваторов – поскольку все депутаты в выделенном для них зале не помещались, парадную лестницу пришлось переместить в западное крыло и установить возле галереи Рубенса, а на её прежнем месте сделали зал заседаний Сената, рассчитанный на 270 человек; Разогнав консерваторов, в замке поселился Наполеон Бонапарт (во дворце сейчас можно увидеть его трон); В 1814 году во дворце стала заседать палата Пэров – из-за того, что зал заседаний не вмещал нужное количество депутатов, дворец вновь подвергся реконструкции: южный фасад здания был перенесён на 31 метр вперёд, на новых террасах установили 20 скульптур королев Франции и самых известных женщин этой страны, а в ново образовавшемся пространстве обустроили сенатскую библиотеку и новый зал для депутатов, рассчитанного на 321 сенатора. Начиная с середины XIX ст. в здании находились разные организации: здесь были префектура, Верховный суд, а когда город захватили фашисты, здесь размещался Генеральный штаб гитлеровцев. После войны в здании разместился французский Сенат, который пребывает здесь и поныне.
``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````