LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Павел Яковлевич Пясецкий - величайшая панорама |
Панорама Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока.
Разделена на 9 рулонов, каждый из которых намотан на валик; длина рулонов от 54 до 127 м. Высота 48,5 см.
Бумага, акварель, графитный карандаш; наклеена на ткань. 1894-1903 гг.
Панорама Великого Сибирского пути – уникальное художественное произведение, запечатлевшее сооружение Транссиба. Оно представляет собой акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров. Создал панораму человек удивительной судьбы – врач и путешественник, писатель и художник Павел Яковлевич Пясецкий
Павел Яковлевич Пясецкий, автор панорамы, был членом официальной делегации русских государственных деятелей и чиновников, путешествующих вместе с царской четой. Он скрупулезно переносил на листы картона изображения событий поездки, затем после доработки склеивая их в единую композицию, создал монументальное полотно размером 1000х48 см (ткань, гуашь, акварель).
Уникальное полотно длиной почти 900 метров - под стать величию Транссиба
17 марта 1891 г. был объявлен Высочайший рескрипт Александра III о строительстве Сибирской дороги с двух концов - от Урала на западе и Владивостока на востоке. 10 декабря 1892 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги во главе с наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Он сохранил эту должность и став императором, руководя стройкой до ее завершения.
Именно Комитету мы обязаны созданием шедевра, хранящегося в фондах Эрмитажа. Уже на первоначальном этапе строительства было решено помимо технической и фотографической документации запечатлеть художественную панораму возведения магистрали. С этим предложением Комитет обратился к художнику-путешественнику Павлу Яковлевичу Пясецкому, известному чиновникам и Двору своими акварельными панорамами. Выбор оказался снайперски точным.
Павел Яковлевич был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Служа с 1872 г. в Петербургском Военно-медицинском управлении, много путешествовал в составе экспедиций как врач, а как художник - зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи.
Пясецкий собирал в путешествиях и этнографические коллекции, талантливо писал о своих поездках, читал публичные лекции, устраивал выставки. Но главное - из каждой поездки привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику. Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, художник создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые рулоны. Вот лишь некоторые из них:
..
Поражает огромная трудоспособность художника. Порой она кажется невероятной, учитывая длину полотен. Но даже на этом фоне Транссибирская панорама потрясает.
Пясецкий П. Я. Центральная улица Красноярска. Въездные ворота. Фрагмент панорамы. Бумага, наклеенная на холст, акварель, графитный карандаш.Государственный Эрмитаж
Это было невиданное по масштабу задание, но Пясецкого, привыкшего к длительным путешествиям, вызов не смутил. Продолжалась работа 10 лет, в течение которых летом и ранней осенью художник выезжал на очередной строящийся участок дороги. Ему был выделен специальный вагон-мастерская. Доезжая до места назначения, он нередко покидал вагон, перемещаясь в экипаже, верхом или на велосипеде - так можно было добраться до самых отдаленных участков трассы
. Паром "Байкал". 1899 г.
В девяти рулонах длиной от 54 до 127 метров Пясецкий сумел предельно сжать огромное пространство - 9288,2 км - и в то же время запечатлеть самое главное: большие города Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Чита чередуются с поселками и маленькими станциями, полустанками и разъездами. Городские улицы, площади, архитектурные памятники, местные промыслы и ремесла, жанровые сцены - ничто не ускользало от внимательного взора художника. В мельчайших деталях он зарисовал и сам процесс строительства- прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов.
Каждый отрезок пути, помещенный в рулон, автор стремился наделить особым, присущим только этой российской местности своеобразием. И это ему блестяще удалось.
П. Я. Пясецкий. Демонстрация панорамы Закаспийской железной дороги на публичной лекции в Санкт-Петербурге (журнал «Нива», 1985 г., №3).
Панорама начинается Самаро-Златоустовской веткой, соединяющей европейскую Россию с Западно-Сибирской линией. Здесь преобладают мастерски выполненные горные пейзажи уральского хребта, прорезанного живописными реками. Ну, а собственно Сибирская магистраль берет начало от Челябинска. Почти до Красноярска это преимущественно равнинный пейзаж, на фоне которого перед зрителем разворачивается панорама великой стройки. В художественное повествование автор вплетает интерьеры вагонов или дорожную церковь, а иногда просто декорирует панораму богатой степной растительностью, мастерски передавая краски дня и ночи.
С. Лиственничное, сборка парома-ледокола. Фрагмент панорамы П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали»
Значительную часть сибирской панорамы составляют зарисовки, сделанные художником во время путешествия на пароходах по Шилке и Амуру, в местах, где железнодорожные пути только проектировались. Зачарованные зрители с изумлением разглядывали сцены прокладки тоннелей через неведомый Хинганский хребет при строительстве КВЖД...
По контракту Пясецкий должен был закончить панораму к 1900 году, что он и сделал. В тот же год его детище было представлено на Всемирной выставке в Париже, в павильоне, посвященном освоению Сибири. Причем, фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения. Надо ли говорить, что панорама вызвала огромный интерес, была заслуженно удостоена золотой медали, а самого Пясецкого наградили орденом Почетного легиона.
Установка вагона Транссибирского экспресса в павильоне Русских окраин.
На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Зрители занимали места в вагонах, и акварельная лента перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.
По контракту Пясецкий должен был закончить панораму к 1900 году, что он и сделал. В тот же год его детище было представлено на Всемирной выставке в Париже, в павильоне, посвященном освоению Сибири. Причем, фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения. Надо ли говорить, что панорама вызвала огромный интерес, была заслуженно удостоена золотой медали, а самого Пясецкого наградили орденом Почетного легиона.
Рекламная афиша на Всемирной выставке в Париже 1900
Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) – собственно акварельное полотно. Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой. Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты строительства Транссиба, жизни и природы Сибири, большие города чередовались с поселками, маленькими станциями и разъездами. В конце «пути» зрители выходили в двери с другой стороны и попадали в Китайский павильон. Панорама П. Я. Пясецкого была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, а художник был награжден орденом Почетного легиона Франции.
Также Пясецкий документировал события жизни императорской семьи: «Москва в дни священного коронования 1896 года», «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции» (1896 г.), «Панорама Лондона в дни празднования юбилея королевы Виктории» (1897 г.), «Вторичное посещение Их Императорскими Величествами Франции» (1901 г.).
Яхта Штандарт на причале в Дюнкерке
Императорская чета в парке замка Компьень
Комната Николая II в замке Компьен
Императорская чета на Главной лестнице замка Компьен
После революции 1917 года уникальное творческое наследие П. Я. Пясецкого оказалось в забвении на долгие десятилетия. Судьба многих полотен неизвестна. В настоящее время панорама «Виды Транссибирской магистрали» хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Она состоит из десяти рулонов около 50 см высотой и длиной от 54 до 133 метров. Благодаря финансовой поддержке ОАО «Российские железные дороги», в 2004–2008 годах в Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа живописное полотно было восстановлено, и создана его цифровая копия. В 2011 году издана иллюстрированная книга «Сибирский путь Павла Пясецкого».
В 2016 году Государственный Эрмитаж принял участие в проекте «Байкальская переправа» и передал в экспозицию фрагменты цифровой копии акварельного полотна. Благодаря современным технологиям, произведение можно просматривать почти так же, как это задумывалось самим художником. Спустя век перед зрителями снова разворачивается удивительное «живописное повествование» Павла Яковлевича Пясецкого – панорама Великого Сибирского пути.
Рубрики: | живопись старых мастеров/живопись 18-19 вв |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Валентина-л
Ответ на комментарий MsTataka
Спасибо за комментарий!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |