Браво, Маэстро! / Фото: www.classicalmusicnews.ru
Все слова о нем в превосходной степени. Лучший баритон, сибирский самородок, гениальный оперный певец. Только теперь все это в прошедшем времени. Дмитрий Хворостовский пел до последнего дня своей жизни. Когда не мог выступать на сцене – пел дома. Наслаждался каждым мгновением, дарованным ему судьбой. Он вел с жизнью честную игру и остался победителем.
О нем еще будет написано и сказано очень много. Но сам он хотел, чтобы зрители и слушатели помнили исключительно его голос, не пытаясь найти в баснях о нем какой-то особый смысл. Ведь смыслом жизни его была музыка. С ней и через нее прошла вся его жизнь.
Музыка, как состояние души
Дмитрий Хворостовский с родителями Александром Степановичем и Людмилой Петровной. / Фото: www.vokrug.tv
Родители Дмитрия Хворостовского познакомились, когда папа играл на рояле, а мама пела. В свое время дедушка Дмитрия не позволил сыну стать музыкантом, но любовь к музыке Александр Степанович не только сохранил, он передал ее сыну. Дмитрий видел потребность отца музицировать. Не на сцене, не для кого-то, - для себя. Он действительно впитал любовь к музыке вместе с молоком матери. И с легкой руки отца.
Дмитрий Хворостовский. / Фото: www.krasopera.ru
В юности он увлекался хард-роком, солировал в местной группе. Но по мере взросления ярче и важнее становилась роль серьезной музыки в его жизни. Он выбрал единственно возможный для себя путь – путь оперного певца. И добился самых немыслимых высот.
Его имя стало известно после победы на международном конкурсе оперных певцов BBC в Кардиффе "Певец мира". / Фото: www.pravda.ru
На своем первом международном конкурсе оперных певцов «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания) он держался заносчиво и даже самоуверенно. Дмитрий Хворостовский еще не знал языка, не знал ничего о загранице, но уже был решительно настроен на победу. Волнуясь до дрожи в коленках, юный певец старательно скрывал страх за высокомерием. Тогда, в 1989 году, Дмитрий впервые одержал значительную победу.
Он всегда трудно воспринимал критику. Когда после первого успеха Дмитрий расслабился, тут же посыпались весьма обоснованные замечания. Они подействовали на певца, как холодный душ. Но послужили стимулом к пересмотру своего отношения к музыке и к зрителю. Он стал работать серьезнее и больше, не переоценивая своего таланта.
Дмитрий Хворостовский. / Фото: www.moyamuzika.ru
Дмитрий Хворостовский всегда помнил один из первых своих концертов на хлебозаводе. Он приехал вместе с другими артистами Красноярского оперного театра. Бабушки и дедушки, пришедшие на концерт, ничего не знали о Дмитрии Хворостовском, об опере и о Верди. Они любили Кобзона и Лещенко. Но полились первые звуки из расстроенного рояля, зазвучала музыка. Настоящая, живая, бессмертная. Случилось чудо. С тех пор Дмитрий был уверен: зритель всегда прав. Если что-то идет не так, виноват тот, кто стоит на сцене.
Воплощенная мечта
Екатерина Сюрина и Дмитрий Хворостовский в опере «Риголетто», 2000 год. / Фото: www.russianlook.com
Его мечтой была роль Риголетто в одноименной опере Джузеппе Верди, одна из самых сложных партий баритонового репертуара. Именно желание сыграть трагическую роль шута и привело его в серьезную музыку. Дмитрий Хворостовский мечтал о ней. Но когда впервые начал петь, то едва справлялся с физическими и вокальными нагрузками.
Дмитрий Хворостовский в роли Риголетто, Лондон 11.10.2010. / Фото: Johan Persson
С каждым новым Риголетто Дмитрий Хворостовский рос не только, как певец. Он рос в собственных глазах, каждый раз доказывая сам себе, что он может и должен петь еще лучше, еще сильнее. Пять его Риголетто – это пять высот, пять вех в его развитии.
«Искусство – это потрясение!»
Дмитрий Хворостовский. / Фото: www.mesthit.ru
В понимании Дмитрия Хворостовского искусство должно потрясать. Он сам всю жизнь к этому стремился. У него никогда не было персонального концертмейстера или собственной студии. Поэтому он работал дома. Глубокая самостоятельная работа, осмысливание образа, продумывание каждой вокальной партии – это то, на чем держался его гений. Работа постоянная, беспрерывная, порой на грани возможностей.
Когда ему весной 2015 поставили страшный диагноз, он боролся изо всех сил. И продолжал работать. Каждый день, преодолевая боль, страх, неизвестность. Едва закончив курс химиотерапии, он вышел на сцену.
Дмитрий Хворостовский. / Фото: www.poliksal.ru
Он не нуждался в утешении, но нуждался в работе. Каждый концерт для него был победой и подведением итогов. Он жадно ловил каждое мгновение жизни и творчества. Он пел, когда от боли невозможно было дышать. И залы аплодировали этому великому гению.
Последний свой концерт он дал в Красноярске, своем родном городе. Это было важно для него, поэтому он приехал с повреждённым плечом. Зал аплодировал ему стоя. И зрители не сдерживали слез потрясения.
И зал аплодировал стоя...
10 ноября вышел релиз его нового диска с записью «Риголетто». Эта роль была его мечтой, а этот диск стал его прощанием со зрителями, слушателями, почитателями его таланта.
Он ушел победителем. Но он будет жить, пока живет его голос.
Браво, Маэстро!