LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Константин Коровин. Наш импрессионист |
Валентин Серов. Портрет К. Коровина. 1891 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перед нами портрет Константина Алексеевича Коровина. Его написал Валентин Серов. В весьма необычной для себя манере.
Посмотрите на руку художника, ту, что лежит на полосатой подушке. Пара мазков. Да и все остальное, кроме лица, написано в манере самого Коровина.
Так Серов то ли пошутил, то ли, наоборот, выразил восхищение стилем Коровинской живописи.
Константин Коровин (1861-1939 гг.) для многих менее знаком, чем скажем Репин, Саврасов или Шишкин.
А ведь именно этот художник привнёс в русское изобразительное искусство совершенно новую эстетику – эстетику импрессионизма.
И мало того, что привнёс. Он был самым последовательным русским импрессионистом.
Да, мы можем увидеть у других русских художников период увлечения импрессионизмом. У того же Серова и даже Репина (убежденного реалиста между прочим).
Репин И.Е. Портрет Нади Репиной. 1881 г.Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Но лишь Коровин был верным поклонником импрессионизма всю жизнь. Причем очень интересен его путь прихода к этому стилю.
Если вы не знаете биографии Коровина, то наверняка подумаете: «Понятно, художник побывал в Париже, проникся французским импрессионизмом и привёз его в Россию».
Удивительно, но это не так. Первые его работы в импрессионистском стиле были созданы за несколько лет до поездки во Францию.
Вот одна из первых его подобных работ, которой сам Коровин очень гордился. «Хористка».
Константин Коровин. Хористка. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Некрасивая девушка написана на открытом воздухе. Как и полагается всем импрессионистам. Различимые, не спрятанные мазки. Небрежность и непринужденность письма.
Даже поза девушки импрессионистская — расслабленная, она немного завалилась назад. Долго позировать в такой позе тяжело. Только истинный импрессинист напишет ее быстро, минут за 10-15, чтобы модель не устала.
Но тут не все так просто. Обратите внимание, что подпись и дата отличаются друг от друга. Искусствоведы всегда сомневались, что Коровин мог создать такой шедевр в 1883 году. То есть в 22 года!
И предполагают, что художник намеренно вводит нас в заблуждение, проставив более раннюю дату. Тем самым «застолбив» за собой право называться первым русским импрессинистом. Который стал создавать подобные работы задолго до экспериментов своих коллег.
Даже если это так, факт остаётся фактом: свои первые работы в стиле импрессионизма Коровин создал до поездки во Францию.
Друзья Коровина всегда восхищались «лёгкостью» художника. Он всегда был в хорошем настроении, много шутил, обладал компанейским характером.
«У этого человека всё хорошо» — думали окружающие… И так сильно заблуждались.
Ведь жизнь мастера состояла не только из творческих побед, а ещё и череды настоящих трагедий. Первая из которых разразилась ещё в детстве – из купеческого богатого дома обнищавшие Коровины переехали в простую деревенскую избу.
Отец Константина Алексеевича так и не смог пережить этого и покончил собой, когда художнику было 20 лет.
В семье Коровина страсть к изобразительному искусству приветствовали – здесь все неплохо рисовали. И поэтому поступление юноши в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества выглядело вполне логичным.
Первым его учителем здесь был Алексей Саврасов. Причем очень даже лояльным учителем. Он совершенно не препятствовал экспериментам своего ученика. Даже когда тот написал «Речку в Меньшове».
Константин Коровин. Речка в Меньшове. 1885 г. Государственный музей-заповедник Поленова, Тульская область
Широкое пространство, свет, разливающийся по полотну и … ни одной чёткой линии. Никакой повествовательности — лишь настроение.
Это было очень необычно для русской живописи того времени. Ведь «балом правили» реалисты — передвижники. Когда детализация, выверенный рисунок и понятный сюжет были основой всех основ.
Тот же Саврасов писал очень реалистично, дотошно выписывая каждую деталь. Вспомните хотя бы его знаменитых «Грачей».
Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Но никаких гонений на Коровина не было. Просто его работы воспринимали, как этюдность, намеренную незавершённость. Которая вполне может нравится публике.
Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Большинство работ Коровина — импрессионистские. Однако он пробовал себя и в ещё одном стиле.
В 1885 году Коровин знакомится с Саввой Мамонтовым и тот приглашает его оформлять спектакли. Сценография, конечно, отразится и на его живописи.
Так на его знаменитой картине «Северная идиллия» можно заметить, что фигуры героев лишены трёхмерности. Они как часть плоской декорации, вписанные в широкий объёмный пейзаж.
Константин Коровин. Северная идиллия. 1986 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Северная идиллия», конечно, шедевр. Который создан под влиянием работы в театре.
Однако Александр Бенуа (историк искусства) считал, что Коровин растрачивает свой талант на второстепенные работы в виде театральных декораций. Что ему было бы лучше сосредоточиться на своём неповторимом стиле.
А что с личной жизнью у Коровина? Всю жизнь он был женат на Анне Фидлер. Ее можно увидеть на картине «Бумажные фонари». Но историю их семейной жизни нельзя назвать счастливой.
Константин Коровин. Бумажные фонари. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первый их ребёнок умер ещё в младенчестве, а второй мальчик в 16 лет стал калекой. Попав под трамвай, он лишился обеих ног.
С этих пор вся жизнь Алексея Константиновича (а он тоже был художником) представляла собой череду депрессий и попыток суицида. Последняя из которых, уже после смерти отца, достигла цели.
Всю жизнь Коровин выбивался из сил, чтобы обеспечить лечение сына и жены (она страдала грудной жабой). Поэтому никогда не отказывался от второстепенных работ: дизайн обоев, оформление вывесок и прочее.
Как вспоминали его друзья, он работал без передыху изо дня в день. Удивительно, как он успевал ещё и шедевры создавать.
Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.
Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.
Константин Коровин. За чайным столом. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева «кадр» и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.
Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.
Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине — художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.
Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.
Константин Коровин. В лодке. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.
Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.
Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.
Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.
И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.
Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Парижское кафе. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Коровин писал Париж самозабвенно. Так, что и не каждому французскому художнику удавалось.
Мазки его словно попадают в вихрь, образуя красочную массу. В которой мы еле различаем фигуры, тени, окна домов.
Буквально один шаг до абстракции, чистых эмоций без примеси реального мира.
Константин Коровин. Париж. 1907 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Посмотрите, насколько по-разному бульвар Капуцинок написали Клод Моне и Коровин. Особенно различны цветовые решения. Моне — это сдержанность, спокойствие. Коровин — смелость, яркость.
[easy-image-collage id=7860]
Сверху: Клод Моне. Бульвар Капуцинок. 1972 г.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Снизу: Константин Коровин. Бульвар Капуцинок. 1911 г. Третьяковская галерея, Москва
Однажды Коровин стоял с мольбертом на улице Парижа и рисовал. Русская пара остановилась, чтобы посмотреть, как работает художник. Мужчина прокомментировал, что все-таки французы очень сильны в колорите. На что Коровин парировал «Русские не хуже!»
В отличие от многих импрессионистов, Коровин никогда не отказывался от чёрной краски. Иногда используя ее очень обильно. Как, например, на картине «Итальянский бульвар».
Вроде и импрессионизм, но очень чёрный. Такого у Моне или даже Писсарро (который много писал Парижские бульвары) вы не увидите.
Константин Коровин. Итальянский бульвар. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В послереволюционной России Коровину не нашлось места. По убедительному совету Луначарского, художник покинул родину.
Там он по-прежнему много работал, писал картины, был в центре светского общества. Но…
Евгений Лансере (русский художник, брат художницыЗинаиды Серебряковой) вспоминал, что однажды он встретил Коровина на одной из Парижских выставок.
Тот стоял у какого-то русского пейзажа и обливался слезами, причитая о том, что никогда больше ему не увидеть русских берёзок.
Коровин безумно тосковал. Покинув Россию, он так и не смог её забыть. Жизнь художника закончилась в Париже в 1939 году.
Сегодня искусствоведы ценят Коровина за импрессионизм в русском искусстве, а зритель…
Константин Коровин. В саду. Гурзуф. 1913 г.Государственная Третьяковская галерея
Зритель любит художника за волшебное сочетание цвета и света, которые заставляют подолгу стоять у его шедевров.
Авторы: Татьяна Ковалева-Уварская и Оксана Копенкина
`````````````````````````````````````````````````````````````````````````````
Рубрики: | импрессионисты, 3d панорама |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |