Цитата сообщения lomovolga
Ян ван Хейсум (нидерл. Jan van Huysum; 15 апреля 1682, Амстердам — 8 февраля 1749) — нидерландский художник, мастер натюрморта.
«Его отец Юстус, живописец средней руки, преподал ему первые навыки, а дальше он учился у Природы, даровавшей ему в натурщицы самых прекрасных своих дочерей. Он был Рафаэлем в королевстве цветов, с неповторимой подлинностью изобразившим его подданных. Цветы ван Хейсума блистают изумительными красками и предстают в своей естественной свежести, как будто роса сию минуту напечатлела на них свои жемчужины. Он включал в свои цветочные композиции также насекомых, бабочек, птиц, птичьи яйца в гнездах и т.п. – все, чем отмечено великолепное одеяние Природы. Часто он ставил цветы в вазы, украшенные прекрасными барельефами.
1722, Натюрморт с фруктами
В своей работе он проявлял наивысшее тщание и при наложении красок, масел и лаков убирал каждый лишний блик, стремясь создать ощущение глубокой тайны. Лессировал он до бесконечности. Краски его ясны и прочны, они по сей день не утратили своей свежести. Цветы, написанные на солнечном или коричневатом фоне, выглядят у ван Хейсума эффектнее, нежели те, которые запечатлены на темном фоне, и на торгах первые оцениваются особенно дорого. Душевная болезнь, которой художник страдал в последние годы, никак не отразилась на его творчестве».
Корзина с цветами и бабочки
Лувр, Париж, Франция
«Выдающийся живописец ХVIII столетия, писавший натюрморты с цветами и фруктами, чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в композициях с цветами и фруктами он достиг совершенства. Он умел вызнавать тайны природы, запечатлевать летучую красоту цветов в те мгновения, когда они особенно прекрасны, и достигать невероятной виртуозности в этом жанре благодаря правдивости и многообразию красок и почти прозрачной фактуре цветов.
Он первый стал изображать цветы на фоне ясного неба и превзошел всех своих предшественников в мягкости, свободе, совершенстве и жизнеподобии. Он добивался впечатления сочности и верности цветовых пропорций. Был до такой степени замкнут в своем творчестве, что не позволял никому наблюдать за его работой. Его цветы красивее и натуральнее, нежели его фрукты. Капельки росы и насекомые, также изображаемые им, представляются живыми и подвижными. За свои картины брал 1000 – 1400 гульденов. В настоящее время две его акварели оцениваются в Голландии в 10 000 гульденов».
«Он превзошел всех живописцев, работавших до него, в искусстве изображения цветов и фруктов, и его работы настолько прославились, что лишь титулованная знать и наиболее состоятельные горожане имели возможность приобретать их. Утонченный вкус, превосходный колорит, увереннейший мазок и в высшей степени точное подражание природе придают огромную ценность работам этого художника. В ландшафтной живописи он выдерживает сравнение с крупнейшими мастерами, а в изображении цветов и фруктов не имеет себе равных. Матовые с пушком плоды, сияние цветов, прозрачность росинок, живая подвижность, которую он сообщал своим насекомым – все восхищает в его живописи».
Натюрморт с цветами и фруктами
1728, Частное собрание
“Он, так сказать, соперничал с природой. Свежесть, очарование, элегантность, подлинность, колорит. Он был бы воистину богом весны, если бы флора даровала ему власть еще и над своими запахами».
Букет с розами, гвоздиками, вьюнком, дельфиниумом и гнездом
Букет и колонна
Первая половина XVIII века
Музей истории искусства, Вена
"Достиг совершенства в картинах с цветами и фруктами, превзойдя все, что существовало прежде в этом жанре. Все его знакомые флористы наперебой предлагали ему все самое прекрасное из того, что вырастало у них в садах. Он имел обыкновение разрабатывать этюды отдельных частей, из которых затем компоновал картины. В творчестве был необычайно замкнут, так что даже не позволял никому входить в мастерскую в то время, когда он работал. Применяемые им способы приготовления масел, красок, олифы держал в глубокой тайне. Даже его брат не должен был видеть, как он работает, и только с большим трудом его уговорили давать уроки Маргарите Хаверман, чьим дарованием он увлекся.
Потрясение, вызванное поведением одного из сыновей, подействовало на его рассудок, так что он страдал особой формой безумия, что, впрочем, никак не отразилось на его работе. Что касается стиля его работы, то он выполнял все осмысленно и с неимоверным прилежанием, до бесконечности лессируя, чаще всего гуашью. В этом причина того, почему его фрукты так необычно прекрасны или, говоря точнее, почему они напоминают плоды из воска или раскрашенную слоновую кость. А его цветы, его насекомые, роса и отдельные капельки превосходят все, что существует в таком роде. Справки о самых известных его работах дают Гуль и Де Кам."
Натюрморт с цветами и плодами
1723, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
1723, Натюрморт с цветами
"Поклонники совершенства в его особенном великолепии ставят ван Хейсума выше всех живописцев, когда бы то ни было работавших с цветами. Тщание, с каким он выбирал самые яркие и густые краски, находил их сочетания, очищал масло, не в малой степени способствует тому впечатлению сверкающей свежести, которое остается у видевших его работы. Декан пишет: «Белая грунтовка деревянных досок и холстов делалась им с теми же прилежанием и чистотой, с каким он избавлял себя от боязни, что кто-то увидит его палитры,– он рвал или уничтожал их». Он все выполнял с величайшей точностью, без малейшей небрежности, но при этом не был сухим. Отчетливость линий, гладкость, бархатистость, прозрачность, естественный и сверкающий блеск – все это связано с его туше, которое дано было ему от природы и которого нельзя приписать ни манере, ни случаю.
Вазы, которые он умел располагать самым удачным образом и в которые ставил свои цветы, тоже писались с натуры. Барельефы, столь же прекрасные, как все остальное, хорошо составлены и отмечены академической гармонией. Его вкус проявился и в том, как он группировал цветы, самые светлые помещая посередине, к каждому цветку применяя отдельную краску и затемняя натуру от середины к краям. Птичьи гнезда, яйца в гнездах, оперение птиц, насекомые, бабочки, капли влаги – все представлено с большой достоверностью и дает полную иллюзию действительности."
Мальвы и другие цветы в вазе
1702-1720, Национальная галерея, Лондон
Сын Юстуса ван Хёйсума, про которого известно, что он расписывал двери, ширмы и вазы (кое-что из этих росписей сохранилось). Художником был и брат Яна ван Хёйсума.
Писал как пейзажи (виды внушительные руин, гаваней, воображаемых озёр и т. п.), так и, прежде всего, натюрморты с цветами, в изображении которых считался непревзойдённым.
Терракотовая ваза с цветами с опиумным маком наверху, на фоне пейзажа с садом с алоэ в терракотовом горшке со статуей Аполлона и Дафнии
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
`````````````````````````````````````````````````````````````````````
```````````````````````````````````````````````````````````````````