LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Памятники средневековья в Париже |
Средневековый Париж оставил великолепные образцы романского зодчества (X—XII века), в котором возродились, хотя и в несколько переработанном виде, основы, заимствованные франками в римской архитектуре.Для романского стиля были характерны тяжёлые пропорции, мощные стены, несущие полуциркульные своды и арочные перекрытия проёмов.
Одним из самых заметных парижских памятников архитектуры этого периода является церковь Сен-Жермен-де-Пре, основанная ещё в середине VI века королём Хильдебертом I для хранения туники святого Викентия Сарагосского и ныне расположенная в оживлённой части Латинского квартала (так как в старину она была окружена лугами, это отразилось и в названии: фр. pré — луг).
Эта первая христианская обитель вскоре стала аббатством в полях за пределами города. Управлял ею некий отец Жермен,
Так появилось название Сен-Жермен де Пре.
В этом храме были похоронены христианский проповедник, парижский епископ Жермен, после своей смерти в 576 году отнесённый к числу католических святых, а также первые короли династии Меровингов, но в IX церковь была сожжена норманнами.
В XI веке была выстроена колокольня, которая и теперь выделяется своей высотой среди более поздней застройки, а в XII веке — основной объём церкви с алтарной частью (в XVII веке храм был вновь перестроен, но колокольня и алтарная часть сохранили свои строгие черты архитектуры раннего средневековья)
Венсенский замок
Романское зодчество, со всей его проработанностью архитектурных форм и композиций, стало лишь предвестником формирования нового архитектурного стиля — готического, который зародился именно во Франции. И поскольку Париж был столицей, он неминуемо превратился в главную «строительную лабораторию» нового архитектурного мышления.
В восточном парижском пригороде Венсен сохранилось в несколько изменённом виде сооружение, заложенное в эпоху раннего Средневековья и сложившееся в эпоху готики — Венсенский замок, одно время являвшийся королевской резиденцией. К 1370 году строительство замка, начатое в XI веке, было завершено.
На территории, окружённой мощной стеной и рвом, возвышается жилая башня — донжон. Почти квадратный в плане массив 52-метрового донжона фланкируют четыре угловые круглые башенки. Попасть в замок можно было только через подъёмный мост, переброшенный через ров, и крепостные ворота в стене с девятью башнями.
По верху мощных стен проходил боевой ход, который прикрывали навесные бойницы (машикули). Здесь, несколько в стороне от центра Парижа, был создан замкнутый придворный мирок, имевший даже свою небольшую часовню. В современном виде весь комплекс, превращённый в исторический музей, представляет собой характерный памятник средневековой архитектуры XIV века
Готическая архитектура была вызвана к жизни быстрым ростом городов и необходимостью иметь более вместительные храмы — по сути, главные общественные здания средневековой эпохи. Накопление строительного опыта и технических знаний привело к качественному скачку в сооружении пролётов, сводов и опор.
Стала применяться стрельчатая арка, а сводчатые покрытия стали сооружать на каркасной основе из каменных рёбер (нервюр), изготавливавшихся из особо прочного камня. Теперь наружные стены, издавна служившие опорами, утратили свой конструктивный смысл, а своды поддерживались системой открытых полуарок (аркбутанов) и наружных опор (контрфорсов). Это позволило всю поверхность между контрфорсами выполнять из стекла в каменной оправе, положив начало знаменитым средневековым витражам из разноцветного стекла на свинцовых прокладках
Блестящим образцом готического зодчества является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), возвышающийся в восточной части острова Ситэ. Около 550 года на месте античного храма Юпитера по велению франкского короля Хильдеберта I была построена базилика Святого Этьена, к которой примыкали баптистерий, посвящённый Иоанну Крестителю, и церковь Богоматери (здесь же была резиденция епископа Германа Парижского).
В середине XII века было решено их перестроить и фактически возвести новый, более вместительный храм. Строительство, начатое по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163 году, велось долго и завершилось лишь в 1343 году (именно тогда были созданы капеллы между контрфорсами и венец капелл вокруг хора).
Грандиозный по тем временам собор, способный единовременно вместить около 10 тыс. человек (длина — 130 м, ширина — 108 м, высота башен — 69 м, высота сводов — 39 м), стал своеобразным образцом для всего средневекового храмостроения во Франции. Вокруг собора Нотр-Дам-де-Пари располагались монастырь Богоматери, соборные школы и дома каноников
В архитектуре собора нашёл отражение весь процесс развития готики. Горизонтальные членения и тяжеловесный нижний ярус западного фасада являются отголосками романского стиля, в то время как система широких аркбутанов, сильно расчленённая и остроконечная сквозная галерея у подножия башен и круглые розы — яркое воплощение готического зодчества.
Над порталами протянулась галерея каменных изваяний царей из Ветхого Завета (ранее в нишах стояли статуи королей), на выступах карнизов размещены фигуры гаргулий, а ограда хора с барельефами и изваяние Богоматери на северном портале — настоящие примеры искусства средневековых скульпторов (некогда скульптуры собора были окрашены и даже частью позолочены). Среди полихромных витражей особенно примечательны большие розы на оси западного фасада и на торцах поперечного нефа (трансепта). В XVIII веке большинство цветных витражей было заменено белым остеклением, витражи остались только в розах (причём XIII веком датируется витраж только в северной розе)
Консьержери
Западную часть острова Ситэ занимает громадный комплекс Дворца правосудия. Его северный фасад, выходящий к правому притоку Сены, даёт яркое представление о суровом королевском замке с тюрьмой и сокровищницей, где хранили казну.
Три из сохранившихся башен датируются XIII веком, а угловая башня была построена столетием позже (на ней были установлены колокол, возвещавший весь Париж о рождении королевского наследника, и первые в городе башенные часы).
После того как в XIV веке король Карл V переселился в более просторный Лувр, в старой резиденции монарха остались парламент, счётная палата и другие правительственные органы.
В 1417 году канцлер Франции был назначен на должность консьержа, то есть привратника королевского жилища, отчего замок и получил название Консьержери. В XIX веке здание было существенно расширено, тогда же был оформлен фасад, обращённый к площади Дофина
Капелла Сент-Шапель
Самым выдающимся объектом во дворце Консьержери является Сент-Шапель — Святая или Королевская капелла, расположенная в юго-восточном дворе комплекса (часть фасада капеллы выходит на Дворцовый бульвар, пересекающий Ситэ между мостом Менял и мостом Сен-Мишель).
Она была сооружена в 1246—1248 годах по заказу набожного короля Людовика IX Святого для хранения многочисленных священных реликвий, и прежде всего высокопочитаемого Тернового венца, приобретённого монархом за огромную по тем временам сумму у венецианских ростовщиков. Имя архитектора доподлинно не известно, обычно постройку капеллы приписывают Пьеру де Монтрёй.
Вытянутый высокий объём Сент-Шапель содержит два зала, расположенных друг над другом. В нижнем зале два ряда колонн поддерживают пучки нервюр, несущих своды. Верхний зал, собственно и являющийся Королевской капеллой, обладает 10-метровым пролётом и свободен от внутренних опор (складывается впечатление, что поднятые на высоту семи метров своды парят в воздухе).
Зал окружают цветные витражи, между которыми расположены тонкие каменные стойки, разветвляющиеся под сводами на несколько нервюр. Роза в торце над входом своим сложным переплетением каменной основы символизирует пламенеющую готику XV века (тогда же была надстроена и колокольня).
Окрашенные в синий цвет столбы и своды капеллы орнаментованы повторяющимися позолоченными вставками в виде стилизованного цветка лилии в верхнем зале и силуэта замка в нижнем (золотая лилия на синем фоне символизирует королевский герб Франции). В середине XIX века здание Сент-Шапель подверглось реставрации, в ходе которой Виолле-ле-Дюк воссоздал шпиль и значительную часть витражей, сумев при этом сохранить специфику готики периода её расцвета
Сен-Жермен-л'Осеруа
Напротив восточного фасада Лувра расположен готический храм Сен-Жермен-л'Осеруа, основанный в XII веке (с той поры сохранилась лишь высокая романская колокольня).
Хоры XIII века относятся к ранней готике, основной массив храма XV века — к пламенеющей готике, а боковой портал — к эпохе Возрождения. Как большинство средневековых построек Парижа, и этот храм был позднее реконструирован, но были сохранены уникальные нервюрные своды, кружевная роза, ценные витражи, многочисленные скульптурные завершения карнизов, водостоков и башенок.
Сен-Жермен-л’Осеруа была приходской церковью королевского двора, размещавшегося в соседнем Луврском замке, поэтому в ней похоронены многие художники, скульпторы, архитекторы и учёные, работавшие и жившие при дворе. Колокол на башне этой церкви возвестил о начале резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года)
Сен-Жюльен -ле-Повр
Сент-Этьен-дю-Мон
Среди других строений, появившихся в Париже в эпоху Средневековья, в наши дни существуют церкви Сен-Жюльен-ле-Повр, Сент-Этьен-дю-Мон, Сен-Северен, Сен-Медар и Святых Архангелов, башня Клови (или Хлодвига) и другие здания, сохранившиеся от аббатства Святой Женевьевы и ныне принадлежащие лицею Генриха IV, коллеж бернардинцев, ныне занятый Французской католической академией, и Отель де Клюни (V округ), церкви Сен-Жерве, Сен-Мерри и Билетт, археологическая крипта паперти собора Нотр-Дам и Отель де Санс (IV округ), церкви Сен-Мартен-де-Шан и Сен-Николя-де-Шан, Отель де Субиз,
Лицей Генриха IV, одно из самых престижных учебных заведений Франции, находится на территории бывшего аббатства Святой Женевьевы, которое было основано Хлодвигом в честь святых Петра и Павла посли битвы при Вуйе по просьбе его супруги королевы Клотильды. В Дни Культурного Наследия лицей распахнул свои двери всем желающим.
Отель де Клиссон, фрагмент крепостной башни, ранее являвшейся частью крепости тамплиеров Тампль, и дом Николя Фламеля (III округ), трапезная монастыря кордельеров, ныне занятая медицинской школой университета Париж Декарт (VI округ), церковь Сен-Лё-Сен-Жилль (I округ), церковь Сен-Пьер-де-Монмартр (XVIII округ), башня Жана Бесстрашного, ранее являвшаяся частью дворца герцогов Бургундских (II округ)
Церковь Сен-Жерве,
Отель де Клюни
Церковь Сен-Мартен-де-Шан
Отель Субиз
Башня Жана Безстрашного
Два десятка сохранившихся фрагментов крепостной стены эпохи Филиппа II Августа в 1889 году были классифицированы как памятники истории. Сейчас они расположены на улицах Жур, Жан-Жака Руссо, Лувр и Сент-Оноре (I округ), на улицах Этьена Марселя и Тикетон (II округ), на улице Тампль (III округ), на улицах Аве-Мария, Шарлемань, Фран-Буржуа, Жарден-Сен-Поль и Розье (IV округ), на улицах д`Аррас, кардинала Лемуана, Фоссэ-Сен-Бернар, Клови, Декарта и Туэн (V округ), во дворах Коммерс-Сен-Андре и Роган, на набережной Конти, улицах Дофина, Мазарини, Нель и Генего, в тупике Невер (VI округ)
Площадь Бастилии
Фрагменты стен, башен, подземных камер и крепостных рвов знаменитой Бастилии, разрушенной в 1791 году, сохранились вокруг современной площади Бастилии: на бульварах Бурдон и Генриха IV, улице Сент-Антуан, станции метро «Бастилия» и в порту Арсенала на канале Сен-Мартен
Бывший монастырь кордельеров, XIV век
Церковь Сен-Мерри, XIV—XVII век
Церковь Сен-Николя-де-Шан,
XII—XVII век Церковь Сен-Северен,
XIII—XV век Отель де Клиссон
XIV век Отель де Санс
XV—XVI век Церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, XII век
Первые парижские школы, носившие чисто клерикальный характер, возникли в XII веке у стен Нотр-Дам-де-Пари. Вскоре, желая уйти из-под опеки епископа, часть учителей и их учеников перебралась на левый берег под покровительство более либеральных аббатств Сент-Женевьев и Сен-Виктор, где и основали университет
Аббатство Сен-Виктор на картине 1655 г.
Первую королевскую привилегию, узаконившую его права и свободы (а также выводившую школы из-под юрисдикции королевского прево), объединение магистров и студентов парижской школы получило в хартии 1200 года, союз школяров фигурировал в епископском акте от 1207 года, а союз преподавателей — в папском акте от 1208 года (официально своё название Парижский университет получил только в 1217 году, факультеты впервые были упомянуты в 1219 году).
Барочный фасад Сорбонны (арх. Жак Лемерсье, 1642 год)
Теолог Робер де Сорбон, исповедник короля Людовика IX, основал в 1253 году на улице Куп-Гель коллеж, от имени которого весь университет и получил своё второе название. Позже при Сорбонне была организована типография, где в 1469 году издали первую в Париже книгу
Коллеж де Франс
Латинский квартал активно развивался на протяжении всего XIII века, потеснив старые соборные школы, расположенные на Ситэ и возле Малого моста. Коллежи или коллегии на начальном этапе представляли собой небольшие и довольно неказистые строения, где в шумной атмосфере веселья, игр, пьянства и потасовок жили и учились около 10 тыс. юношей (по другим данным, в 75 коллежах, которые теснились между площадью Мобер и холмом Сент-Женевьев, финансируемые богатыми аристократами и религиозными орденами, обучалось около 40 тыс. человек)
Латинский Квартал-это один из районов Парижа самых известных в мире. Он простирается на 5е и 6е районах, центре в районе Сорбонны и горы Сент-Женевьев. Он пересекает « cardo de Paris », ось "север-юг", соответствующие действующим улице Сен-Жак и бульвара Сен-Мишель
Это район по-прежнему популярен среди студентов и профессоров, от присутствия там многих научных учреждений
Лицей Людовика Великого, расположенный в центре Латинского квартала на месте средневекового Парижского университета
В этом районе также много колледжей и лицеев, часто престижных и исторических : Louis-le-Grand, Фенелон, Генриха IV, Сен-Луи, Нотр-Дам-де-Сион, Станислава, Школа, эльзасской, Монтень, Лицее Лавуазье. Следовательно, множество книжных магазинов, специализирующихся на литературу, естественные науки, история, медицина, политика, философия, право, находятся в районе, даже если они, как правило, исчезают
Больницы отель-Дье в Париже, Франция.Отель-Дьё де Пари «Парижский Божий приют»— старейшая больница Парижа,
Квартал Маре
Маре — один из старейших кварталов Парижа, который считают самым неординарным и неповторимым местом в городе. Почему, спросите Вы меня? Все просто, до него не дотянулась «рука барона Османа», автора перестройки Парижа в конце 19 века. Поэтому здесь сохранились черты типичного средневекового города с лабиринтом узеньких улочек, без тротуаров, закованных в стены старинных особняков XVII-XVIII века.
Маре, в переводе означает — болото, которое когда-то было, на этом самом месте, осушенное по велению магистра Ордена Тамплиеров, аж в 13 веке. Именно с его легкой руки и началась история этого квартала, ставшего приютом для монахов этого загадочного Ордена. Впоследствии при Генрихе IV, здесь появилась Королевская площадь (ныне площадь Вогезов — самая старинная площадь Парижа) ставшая сердцем этого квартала. И это не единственная достопримечательность Маре.
Здесь находится один из интереснейших музеев Франции — Карнавале, в котором собраны уникальные экспонаты, рассказывающие об истории жизни Парижа на протяжении многих веков. А я расскажу Вам о тех людях (Маркиза де Бренвилье, Принцесса Роган, Мадам де Севинье, Герцог Орлеанский), что когда-то владели этими особняками и создавали историю этой прекрасной страны. … И поверьте есть о чем посплетничать.
На улице Фран-Буржуа чудный особняк с башенкой. Это дом Жана Эруэ (казначея Людовика XII), построенный около 1510 г.
Отель де Ангулем-Ламуаньон сначала принадлежал внебрачной дочери Генриха II — герцогине Ангулемской, а после перешел к Ламуаньону, представителю известного французского рода. Сейчас тут располагается историческая библиотека
Тут музей Карнавале (вообще он располагается в двух особняках — Отеле Карнавале и Отеле ле Пелетье де Сен Фаржо). Отель Карнавале известен тем, что в 1677 году его арендовала Мари де Рабютэн (она же маркиза де Севинье). Прославилась она письмами, которые писала своим родственникам и друзьям. «Письма госпожи де Севинье» были изданы через 30 лет после ее смерти и произвели в Париже настоящий фурор
Площадь Вогезов, аркады дю коте Эст - Париж
Самый старый дом в Париже - это дом Николя Фламеля, который датируется 1407-м годом. Находится на 51 rue de Montmorency
На улице Франсуа Мирона (rue François-Miron) расположены два дома - 11 и 13, которые датируются XV столетием
На rue des Barres расположился дом №12, который принадлежал аббатству Мобюиссон и был реконструирован в 1540-м году
И, наконец, на rue Volta сохранился дом №3, который был построен в 1644-м году
Дома 44-46 Rue François Miron. Служили цистерцианскому аббатству (XIII век). Сейчас на первом этаже находится замечательный магазин по истории Парижа и организация, которая занимается историческими памятниками Парижа
Если войти в магазин, то справа будут ступенки в подвал, где сохранились готические своды цистерцианского аббатства XIII века
rue Clovis
11-13 rue du Louvre
rue des Jardins-Saint-Paul
остатки старых стен
Париж, 1493-ий год, хроники Нюрнберга:
Кстати маленький кусочек древнего Парижа можно увидеть в начале экспозиции в Лувре (на уровне под землей) - выставлен кусок первого Лувра. Но как-то не самым лучшим образом вставлен (возможно все, что осталось), всего кусок кадки-башни
Источники
Дефурно М. Повседневная жизнь времен Жанны д`Арк. — Москва: Евразия, 2003. — 320 с.
Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 576 с
Комбо И. История Парижа. — Москва: Весь мир, 2002. — 176 с
Косминский Е. А. История Средних веков. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1952. — 748 с.
Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. — Москва: Евразия, 1999. — 414 с.
Пилявский В. И. и Лейбошиц Н. Я. Париж. — Ленинград: Издательство литературы по строительству, 1968. — 112 с.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 252 с.
Рубрики: | франция/Париж |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |