-Метки

3d панорама автомобили акварели рисунок гравюра скульптура акварель рисунок графика акварельрисунок гравюра скульптура антиквариат антиквариат резьба фаберже лалик артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты архитектура замки и дворцы мечети мосты архтектура блины блины булочки блины, булочки блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы вареники витамины и полезные продукты внутренние органы водопады вулканы выпечка голливуд головная боль города горы горы пещеры озера каньоны дачный участок деревни деревья десерты дети в живописи диеты дизайн интерьера и ремонт долины дыхательная система женские образы живопись 16 век живопись 20 век живопись япония китай корея животные фото закуски запеканки здоровое сердце и сосуды здоровые зубы здоровые ноги здоровье знаменитости художники балет знаменитые женщины зрение иллюстрации имидж красоты импрессионисты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки компоты напитки котейли соки консервирование кошки в живописи кошки фото и в живописи кулинария ледники лепешки рецепты хорошего теста лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые маски уход за лицом волосами и телом маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты натюрморты с цветами небо рассветы закаты огород огородные секреты озера оладьи лепешки острова париж парки мира печенье пещеры пироги пироги пирожки пицца подводный мир полезные советы полезные советы компьютерная помощь полезные советы полезные советы компьютерная помощь поля природа природа водопады птицы пустыня путешествия разное и самое интересное в мире рассветы реки реклама россия сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система сердечно-сосудистые заболевания советские соусы соусы маринады подливы ссср стихи поэты писатели супы тесто торты торты бискиты пирожные торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото франция хачапури цветы в живописи цветы на даче цветы фото чебуреки щитовидная железа

 -Рубрики

 -Цитатник

Ответ LK-mel0dia и иже с ними - (2)

LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...

Интересные окрасы породистых кошек - (0)

Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...

Баклажаны снова хит сезона! - (0)

  Баклажаны снова хит сезона!   Вот и настала та благодатная пора, ког...

9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)

Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...

Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)

Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дневник обо всем


Славянские сказочные сюжеты на лаковых миниатюрах

Воскресенье, 21 Июня 2015 г. 22:02 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана

 
Большинство людей с культурным восприятием иногда любит рассматривать красивые миниатюры на шкатулках,но шкатулки бывают разными и данный рассказ посвящается славянской шкатулке,где и шкатулки лаковые и миниатюры сюжетов сказочные из Русских сказок.

В Федоскино деревнях стали возникать  мастерские. К 1870-м годам в этом районе сформировался крупный художественный лакировальный промысел. Многочисленные литературные источники донесли до нас упоминания о чрезвычайно модном атрибуте дворянской жизни конца XVIII столетия: «Она нюхала табак, как почти все в наше время, потому что любили пощеголять богатыми табакерками. 


У бабушки были прекрасные – золотые, с эмалью и с бриллиантами...»*. В тот век и мужчины, и женщины любили при каждом удобном случае вынуть из кармана или ридикюля табакерочку и, взяв щепотку, попотчевать себя и предложить понюшку собеседнику. Это был приличный способ познакомиться, начать разговор. Табакерка являлась своего рода визитной карточкой, по ее качеству судили о состоятельности и вкусе человека. Конечно, не каждый мог позволить себе иметь золотую или черепаховую табакерку. Мода нюхать табак охватывала все более широкие слои населения. Соответственно, появились и более дешевые, но весьма привлекательные и практичные табакерки – из лакированного папье-маше**. Нарядные, сверкающие черным лаком, расписанные затейливыми восточными арабесками или строгой «шотландкой», украшенные портретом задумчивой барышни или сценой псовой охоты.    Табакерки были той необходимой маленькой роскошью, которая неизменно доставляла удовольствие своему обладателю. 

Одной из многочисленных табакерочных фабрик, появившихся в России на рубеже XVIII и XIX веков, была фабрика Петра Коробова в сельце Данилково под Москвой. Сейчас это местечко территориально входит в более известное село Федоскино, давшее впоследствии название всему промыслу миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Поначалу продукция Коробова была весьма скромна: простые табакерки без украшений и табакерки с «кунштюками» – с живописью или наклеенными под лак гравюрами. 


В 20-х годах XIX века фабрику Коробова унаследовал его зять Петр Лукутин – человек не только деятельный, но и широко образованный. Он собирал коллекцию гравюр и фарфора, хорошо ориентировался в современных направлениях изящных искусств. При новом хозяине ассортимент изделий значительно расширился. На фабрике стали выпускаться и вскоре завоевали популярность подносы, дорожные стаканы, портсигары, спичечницы – все из расписного и покрытого лаком папье-маше. Разнообразие вещей было столь велико, что сегодня даже трудно понять назначение некоторых из них.  Помимо «магазинной» продукции Лукутин выпускал и изысканные вещи, рассчитанные на состоятельных покупателей. При этом живопись выполнялась по перламутровым вставкам, по серебряной или золотой фольге. Табакерки украшались врезанными в папье-маше «итальянскими» мозаиками, пейзажами на эмалевых пластинах, миниатюрными портретами на бумаге под тонким стеклом. Поднимая крышку подобной вещицы, ее владелец мог любоваться внутренней отделкой: на темно-вишневом лаковом фоне сверкало золотое миниатюрное изображение российского двуглавого орла и оранжевые литеры «ф.П.Л.» – фабрика Петра Лукутина. В те годы лукутинские мастера не создавали собственных композиций, хозяин сам выбирал образцы для копирования. Ими служили иллюстрации к популярным романам, рисунки и гравюры со страниц модных журналов. Черно-белый рисунок преображался на шкатулке, наполнялся игрой красок. 


Восхищает мастерство, с которым художник на пластине перламутра передал многофигурную полихромную сцену охоты. В середине XIX века распространилась мода на экзотические китайские безделушки. Лукутинская фабрика откликнулась на это увлечение созданием серии предметов с китайскими сюжетами. 


Лукутинские табакерки украшались не только живописью, но и орнаментом, исполненным, например, в технике «цировка», когда по черной поверхности изделия расходятся сверкающие волнообразные лучи. Подобный рисунок художник создавал, гравируя верхний слой черного лака до оловянной фольги, предварительно подложенной под лак. 
По оригиналу М.П. Русселя 1850 годы. Фабрика П.В. и А.П. Лукутиных аппликации по сырому лаку мельчайших звездочек, полумесяцев или кружочков, высеченных из фольги.  Хозяин фабрики – Александр Лукутин – был достойным продолжателем семейного дела. В середине XIX века на фабрике изготавливались изделия в стиле рококо – табакерки с чудесным золотым орнаментом из тонких завитков по серебристо-перламутровому фону. 


Будущий художник-миниатюрист должен в совершенстве владеть технологией лаковой живописи. Студенты учатся, как правильно наложить на пластину папье-маше основу под живопись – грунт. Он может быть белильный, а может включать в себя алюминиевый или бронзовый порошок. Часто в папье-маше врезаются пластины перламутра, наклеивается сусальное золото. В лаковой миниатюре важно учитывать свойства масляных красок: одни краски применяются для плотной живописи, другие – прозрачные – для лессировочного письма. Сквозь такие краски просвечивает нижний слой плотной живописи или блестящая перламутровая основа. Живопись лессировками имеет местное название – «письмо по-сквозному». Старый федоскинский мастер А.А. Крутликов применял иной термин. Он называл художников, владевших этой техникой, «мастерами прозрачных красок». 


Спрос на лаковые изделия был столь велик, что по примеру Лукутиных в соседних с Федоскино деревнях стали возникать аналогичные мастерские. К 1870-м годам в этом районе сформировался крупный художественный лакировальный промысел. Отсюда в Москву поставлялись уже не столько табакерки, сколько прочно вошедшие в быт новые вещи: коробки для чая, обложки для фотоальбомов и бюваров, футляры для очков, пеналы, стаканы для карандашей. 

К 1870-м годам в этом районе сформировался крупный художественный лакировальный промысел 
В это время в подмосковной миниатюрной живописи появились сюжеты из народной жизни: летние и зимние катания на тройках, лирические сцены отдыха крестьян, веселая народная пляска, чаепитие с самоваром. 


С лукутинской фабрикой соперничала мастерская Осипа Филипповича Вишнякова с сыновьями в деревне Жостово. Высокое качество продукции этой мастерской многократно отмечалось медалями на российских художественно-промышленных выставках. Изображение полученных медалей Вишняковы использовали в качестве клейма. Помимо традиционного черного фона Вишняковы окрашивали свои изделия в белый, красный, синий, серебристый цвет, имитировали окраску малахита. Они так же, как и лукутинские художники, часто писали пейзажи с видами Москвы и ее окрестностей. Примером может служить изображение усадьбы Марфино, находившейся в двух верстах от села Федоскино. 


В1904 году фабрика Лукутиных была закрыта, и художники остались без работы. В 1910 году им все-таки удалось организовать «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина», но разразившаяся Первая мировая война, затем революция 1917 года и гражданская война вновь оставили миниатюристов Федоскино не у дел В это время людям, естественно, было не до дорогих безделушек. Положение артели улучшилось лишь в 1920-е годы, когда лакированные шкатулки как самобытные произведения национального искусства оказались экспортным товаром. 
Очень важное событие, во многом определившее судьбу промысла, произошло в 1933 году. В Федоскино была открыта художественная школа, впоследствии преобразованная в училище, где стали обучать профессии миниатюриста. Талантливая молодежь со всего Подмосковья стекалась сюда. 


Опытные художники – члены артели – были первыми преподавателями. Они постарались полностью сохранить и передать молодежи все технические приемы федоскинской миниатюры, выработанные за долгую историю промысла. 
Сейчас курс обучения в федоскинском училище длится 4-5 лет. В основе образования лежат классические для любого художника дисциплины: рисунок, композиция, живопись. Студенты осваивают академический рисунок с гипсовых слепков и с натуры, выполняют этюды на природе, знакомятся с историей искусства. Параллельно идет обучение традиционному федоскинскому мастерству. 


Будущий художник-миниатюрист должен в совершенстве владеть технологией лаковой живописи. Студенты учатся, как правильно наложить на пластину папье-маше основу под живопись – грунт. Он может быть белильный, а может включать в себя алюминиевый или бронзовый порошок. Часто в папье-маше врезаются пластины перламутра, наклеивается сусальное золото. В лаковой миниатюре важно учитывать свойства масляных красок: одни краски применяются для плотной живописи, другие – прозрачные – для лессировочного письма. Сквозь такие краски просвечивает нижний слой плотной живописи или блестящая перламутровая основа. Живопись лессировками имеет местное название – «письмо по-сквозному». Старый федоскинский мастер А.А. Крутликов применял иной термин. Он называл художников, владевших этой техникой, «мастерами прозрачных красок». 


Лаковая миниатюрная живопись имеет много секретов. Чтобы овладеть ими, студенты выполняют на пластинах папье-маше миниатюрные копии живописных произведений: сначала это натюрморт и пейзаж, затем жанровая композиция и, наконец, на последних курсах – портрет и обнаженная фигура. 
Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Процесс копирования состоит из нескольких этапов. Выбранный оригинал перерисовывают на бумагу в формате будущей миниатюры – это эскиз. Дальше по эскизу основные элементы изображения переводят на кальку. Ее называют «припорохом». Этот термин сохранился с XIX века, когда по контуру рисунка иглой накалывали дырочки.Такую кальку, наложенную на заготовку изделия, припудривали сухой краской или мелом, и на поверхности папье-маше оставался контур будущей миниатюры. Сейчас делают иначе. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Кальку переворачивают, обводят изображение краской и на несколько секунд прикладывают к папье-маше – непросохший рисунок отпечатывается на загрунтованной пластине. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Следующий этап – в пределах контура рисунка масляной краской прокладывают основные локальные цвета. Первый слой живописи покрывают лаком, пластину просушивают в печи и лаковую поверхность шлифуют, так как она должна быть абсолютно гладкой. Затем прописывают все детали и тени, придавая объемность изображению. Живопись снова подсушивают и покрывают лаком, вновь сушат в печи и шлифуют. 


На завершающем этапе прозрачными красками усиливают или приглушают яркость отдельных деталей, выравнивая цветовые отношения всей композиции в целом. Готовую миниатюру покрывают пятью-шестью слоями лака и полируют поверхность до появления зеркального блеска. В настоящее время такая многослойная масляно-лаковая техника живописи является уникальной. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Практически все художники, работающие ныне в жанре федоскинской миниатюры, а это свыше 400 человек, прошли через стены Школы. Большинство из них работают сейчас на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Одни выполняют уникальные заказы, создают образцы и собственные композиции для художественных выставок, другие пишут копии по образцам. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Сегодня изделия промысла – это большие шкатулки и маленькие коробочки, всевозможные ларцы и ларчики, футляры и портсигары, украшенные пейзажами, портретами, жанровыми сценами. Бережно взяв в руки произведение федоскинского мастера, можно долго рассматривать изысканную миниатюрную живопись. Неторопливое сказочное повествование или лирический пейзаж имеют положительную эмоциональную окраску и всегда находят отклик у зрителя. На фоне моды на авангардистские, эпатажные виды искусства, вызывающие подчас негативные или агрессивные эмоции, федоскинская лаковая миниатюра отличается душевностью и искренностью. Современное искусство подмосковного промысла во многом определяется творчеством группы художников, объединившихся вокруг талантливого мастера и наставника, Народного художника России Геннадия. Ивановича Ларишева. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Геннадий Ларишев – секретарь правления Союза художников России. Ему приходится много ездить по стране, он прекрасно ориентируется в новых тенденциях современного изобразительного искусства. Но в личном творчестве Ларишев мудро остается традиционным, считая, что выражать свои идеи, движения души можно и нужно, не придумывая что-то сверхъестественное, поражающее глаз сиюминутным эффектом, но в согласии с огромным двухсотлетним опытом родной федоскинской традиции. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Одним из ведущих мастеров промысла является Н. М. Солонинкин. Народный художник России Николай Михайлович Солонинкин – замечательный портретист. Его произведения выделяются безошибочным чувством стиля в соединении с отточенной техникой живописи. 


Жанр миниатюрного портрета требует от автора глубокого сосредоточения, проникновения в образ. Николаю Солонинкину помогает в этом уединение в тихой мастерской на окраине села. Удаленность художника от Моск­вы позволяет ему и сохранить творческую индивидуальность, и дает возможность полностью отдаться своему призванию. 
Федоскино – небольшое село. Старая улица с красивым зданием церкви Николая Чудотворца ведет к реке. На другом берегу, где до сих пор стоит дом Лукутиных, еще одна улица – с шестиэтажным зданием фабрики и многоквартирными домами. Ниже по реке расположена деревня Семенищево. Здесь строят свои новые кирпичные дома художники. Узкий мостик ведет на крутой косогор в Крюково. Из всех окрестных деревень только Крюково сохраняет прежний облик. В небольших деревянных домах, украшенных резными наличниками, жили лукутинские живописцы и мастера артели. Виднеющиеся вдали леса и луга, река под косогором, поднимающийся над водой туман, старинная липовая аллея, небо с необычным, будто перламутровым, свечением – все объединяется в пейзаж удивительной красоты. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
В Крюково живут супруги Рогатовы – Сергей и Марина. Сергей – представитель большой семьи художников. Его дед работал в частной мастерской по изготовлению расписных подносов, отец – Сергей Петрович Рогатов – стал художником Федоскинской артели уже в 1939 году и является одним из старейших мастеров промысла. Он и сейчас, в свои 80 лет, постоянно в работе. Братья и племянники Сергея также художники-миниатюристы. Свою улицу Рогатов изобразил на шкатулке «Моя деревня Крюково». 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Одна из главных тем живописи Сергея – былинное прошлое родной земли. В пейзажах он изображает таинственные дали с древнерусскими ладьями, красную птицу, летящую к солнцу. Туча над старинным городом видится художнику летящим по небу страшным драконом. Его любимые образы– холмы в окружении рек и озер, одинокие церкви на островах, остроконечные ели, причудливые облака на золотом небе. 

Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре

Дом Рогатовых окружен садом. Все лето он наполнен ароматом великолепных цветов, выращиваемых заботливыми руками хозяйки. Марина искусно составляет букеты, украшая ими интерьеры дома. Любовь к растениям отражается и в ее творчестве, цветочные мотивы служат основой для многих орнаментальных композиций. Особое внимание Марина Рогатова уделяет оформлению лаковой шкатулки богатым декором. Следуя традициям лукутинских художников, она каждому новому сюжету подбирает индивидуальный орнамент. Случается и обратное – выбранный декор шкатулки в процессе работы определяет окончательный характер жанровой композиции.

 Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Все федоскинские миниатюристы отдают должное жанру пейзажа. За долгую историю промысла стиль пейзажной живописи постоянно менялся; одно из новых его направлений появилось в конце 1970-х годов в творчестве художников Ю. Карапаева, С. Козлова и В. Святченкова.В. А. Святченков Шкатулка «На лодке». 1983 


Пейзажи Вячеслава Святченкова легки и прозрачны. Художник стремится передать трепетное состояние природы, когда в сумерках на фоне светлого неба особенно ажурным становится рисунок темных деревьев, или сказочную красоту зимнего леса с налипшим на ветвях снегом. На миниатюрах Святченкова – берег реки с еще не замерзшей водой, снежные холмы, тронутые инеем деревья – тишина успокоенной природы. 


Пейзажи в русской лаковой миниатюре мастеров Федоскино очень просты, однако художник месяцами работает над ними, затрачивая массу душевных сил. Пейзаж на лаковой коробочке нельзя сравнить ни с пейзажем на холсте, ни с художественной фотографией. У федоскинской миниатюры – свои законы изображения, поскольку она призвана украсить объемную вещь. Композиция пейзажа должна обладать внутренней замкнутостью: речка не может «вытекать» за пределы коробочки, движение извилистого берега должно быть «остановлено» холмами, кустами. Перспектива строится на чередовании планов и растянута вверх. Точная зарисовка с натуры никогда не ложится на плоскость лакового изделия. 

Художественные традиции промысла служат основой для творческих экспериментов

Корчагин пытается воссоздать утраченные приемы оформления шкатулок, в частности технику позолоченного рельефного изображения, используя при этом современные краски. Алексея увлекает также поиск новых изысканных форм, которые он сам и воплощает в папье-маше. 



Корчагин с легкостью и артистизмом представляет в миниатюрах совершенно разные события – древние и современные, общечеловеческие и глубоко личные, смешные и трагичные. 


В миниатюре «Крестьянская свадьба» Хомутинникова изображает наивную и веселую сцену свадебного застолья. Художник останавливает наше внимание на каждом персонаже, заставляя любоваться нарядными костюмами и выражениями лиц всех участников действия. Свадебный обряд происходит на фоне празднично убранной избы. Анатолий Кузнецов часто использует в своих работах перламутр, причем применяет его нетрадиционно. Ларчик «Сказка о царе Салтане» оклеен А.В. Кузнецов. Шкатулка «За околицей», 1985перламутром целиком. Выпуклые поверхности раковин включены в живописное изображение избушки, укрытой снежными сугробами. Царь у окошка подслушивает беседу девушек, мечтающих выйти за него замуж. Художник добавляет много деталей, оживляющих сюжет, и как бы приглашает к забавной игре. Все изделие подобно драгоценности, которую можно долго и внимательно разглядывать, бережно держа в руках и медленно поворачивая. 


В произведениях Аллы Козловой зрителя всегда привлекают и покоряют легкость рисунка, приверженность светлому колориту, широкое использование декоративных эффектов перламутра. Ее вещи всегда создают ощущение праздника. Работы чаще всего украшены жанровыми композициями на фольклорные сюжеты. Персонажи Аллы Козловой – беззаботные и веселые куколки – будь то царь Салтан из «Золотого петушка», или юные северные красавицы, слушающие музыку пастушка, или румяные барышни XIX века, кружащиеся на льду замерзшей Невы в центре Санкт-Петербурга. Все эти образы искренне выражают душевное состояние автора, которая и в жизни вокруг себя старается создать веселое театральное действо. 

Среди федоскинских мастеров принято передавать знания своим детям, обучая их миниатюрной живописи «из-под руки». Геннадий Ларишев, собираясь в творческие поездки, часто брал с собой сына Германа. Тогда еще совсем мальчик, он вместе с учениками отца писал этюды древних монастырей и крепостных башен. Так Герман познакомился с удивительной архитектурой старинных русских городов, и она стала главной темой его живописи. 

© Н.О. Крестовская, старший научный сотрудник Государственного Русского музея

(МАТЕРИАЛ ИЗ  СТАТЬИ. Кто заинтересован, ищите работы  вышеперечисленных  Мастеров.)

Ой, полным полна моя коробушка, 
Есть и ситцы и парча. 
Пожалей, душа моя зазнобушка, 
Молодецкого плеча!
Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Тематика народных сказок в федоскинской лаковой миниатюре
Изделия федоскинских мастеров 
http://www.fedoskino.org/shop/shkatulki.html 
http://obiskusstve.com/472902883738651430/fedoskino---lakovaya-miniatyura-zhanrovyie-kompozitsii-i-skazki/
http://welemudr.ru/?p=4409
http://tvtm.ru/stati/slavjane-i-slavjanskaja-kultura/slavjanskie-skazochnye-syuzhety-na-lakov.html#ad-image-0
Рубрики:  живопись старых мастеров/живопись 18-19 вв
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

Бахыт_Светлана   обратиться по имени Понедельник, 22 Июня 2015 г. 00:02 (ссылка)
Ирочка,за цитирование
_1_~1_2 (585x533, 36Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Понедельник, 22 Июня 2015 г. 17:07 (ссылка)
Спасибо...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку