Славянские поверья
На Руси, где вплоть до последних нескольких столетий большая часть драгоценных камней имела привозное происхождение, жемчуг любили больше всех как исконно родной камень – то был розоватый жемчуг из северных рек. Поэтому с жемчугом на русском Севере было связано представление о радости в противовес легендам других стран, где жемчуг неизменно овеян некоторой печалью: например, ловцы жемчуга тропических морей никогда не носили добытое, думая, что это принесет неудачу. А славяне считали, что скатный жемчуг – это тоже слезы, но слезы радости, скатившиеся с зеркала и олицетворяющие минувшие дни, а значит, будут возвращать своих хозяек памятью в светлое прошлое, пробуждая оптимизм и надежду на счастье.
Другая славянская легенда объясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли с венчика водного цветка и попали в створку раковины-жемчужницы. Причем капелька с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая якобы имеет серебристый оттенок.
Третья легенда пришла из Византии и тесно связана с христианским религиозным символизмом. Согласно ей, жемчуг образуется, когда в распахнутые створки раковины влетает молния во время грозы. Здесь преподобный Ефрем Сирии проводил аналогию с непорочным зачатием: молния, или небесный огонь, обозначали Святой дух, сошедший с небес во чрево Богородицы (раковину), что родило «жемчужину», которая символизировала Иисуса Христа.
Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. Так, согласно свидетельствам византийских летописцев, у князя Святослава «в одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами».
В духовной грамоте великого князя Ивана Калиты (1328 г.) описывается пояс «большой, с жемчагом, с каменьями». Мантия Ивана Грозного была «сплошь усыпана жемчужинами величиной с орех», а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.В 1678 году царь Федор Алексеевич, принимая польское посольство, был облачен в мантию, столь богато расшитую жемчугом и алмазами, что казался «убранным солнцем и звездами». Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II.
Вигилиус ЭРИКСЕН (в России 1757-1772) Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772.
В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит
.В коллекции Государственного Эрмитажа хранится подвеска «Жемчужный лебедь». Тело птицы образовано крупной жемчужиной, а шея, крылья и хвост выполнены из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Нижняя часть оправы жемчужины покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, воссоздающей гладь вод, по которым скользит драгоценная птица.
Стоимость жемчуга во все времена определяли его вес и размер. Традиционно на Руси жемчужины по размеру делили на «большие», «средние» и «мелкие». Встречались и другие, более оригинальные градации. В «Минералогическом словаре», изданном в 1790 году, говорится: «Жемчуг, который величиною бывает против вишен, называют вишенным».
Разделение жемчуга по форме также практиковалось еще в XVI веке. Жемчуг правильной сферической формы с толстым перламутровым слоем белогои серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте», называли «скатным» или «окатным». Скатный жемчуг часто упоминается в старинных русских сказках и былинах.
Так, Илья Муромец, желая задобрить царя Калина, подносит последнему «полную мису чиста серебра, другую красного золота, третью скатного жемчуга». Жители Русского Севера нарекли круглый жемчуг «окатенем» или «каргопольчиком» (отсюда название города Каргополь). Неокатанный жемчуг называли «рыжиком» и «угольчатым». С XVI века такой жемчуг стал носить название «барокко».
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.
Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех.
Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен.По свидетельствам современников, «жемчуг царицы был превосходным,и бриллианты в ушах сверкали всеми цветами радуги».
Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет императрицы Александры Фёдоровны.
Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья