LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Бакст (Часть 2) |
Бакст. Портреты современников
В посте использовованы дневниковые записи Зинаиды Гиппиус о Льве Самойловиче Баксте - русском художнике, сценографе, мастере станковой живописи и театральной графики, виднейшем деятеле объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
...в работе пришлось мне видеть его раза два или три: когда он делал мои портреты и когда делал, у нас, портрет Андрея Белого.
Работал настойчиво, крепко, всегда недовольный собой. Белого, почти кончив, вдруг замазал и начал сызнова. А со мною вышло еще любопытнее.
Не знаю почему — его мастерская была тогда в помещении какого-то экзотического посольства, не то японского, не то китайского, на Кирочной. Там и происходили наши сеансы, всего три или четыре, кажется.
Портрет был опять почти готов, но Баксту молчаливо не нравился. В чем дело? Смотрел-смотрел, думал-думал — и вдруг взял да и разрезал его пополам, горизонтально.
— Что вы делаете?
— Коротко, вы — длиннее. Надо прибавить.
И, действительно, «прибавил меня», на целую полосу. Этот портрет так, со вставленной полосой, и был потом на выставке
(Зинаида Гиппиус. Дневники. Воспоминания)
...Он был близок с Чеховым. Он знал Льва Толстого...В сравнительно молодые годы — Бунин уже академик, и не было журнала, который не мечтал бы украсить свои страницы хоть самым коротеньким его рассказом...
Бунин вообще, как человек (и как писатель), из непримиримых. Это его замечательная черта. Отчасти она является причиной его закрытости, скрытости, сжатости, собранности в себе.
Добр ли он? Не знаю. Может быть, добрее добрых; недаром такие полосы, такие лучи нежности прорываются у него... Но как-то не идет к нему этот вопрос. Во всяком случае, не мягок, не ломок. Достаточно взглянуть на его сухую, тонкую фигуру, на его острое, спокойное лицо с зоркими (действительно, зоркими) глазами, чтобы сказать: а, пожалуй, этот человек может быть беспощаден, почти жесток... и более к себе, нежели к другим.
Кто-то заметил, что лицо его напоминает лицо Иоанна Грозного. Да, пожалуй — только Иоанн Грозный был гораздо более беспощаден к другим, нежели к себе...
Дело в том, что Бунин знал и видел то, что шире России. А лишь видя и любя это всемирное, вечное, жизнь в ее тайнах, — можно понимать и жизнь своей земли.
(Зинаида Гиппиус. Дневники. Воспоминания)
Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929)- известнейший импресарио и театральный режиссер, редактор журнала "Мир искусства". Дягилев организовывал в Париже "Русские исторические концерты" (1907), явившиеся началом приобщения Запада к русской музыке, спектакли русской оперы и русского балета- так называемые "Русские сезоны" 1908-1929 гг.
О натуре «диктатора от искусства» сохранились противоречивые данные. Добужинский писал: «во всей его повадке и манере разговаривать была какая-то барская леность, и в то же время я всегда видел его куда-то спешащим». Т.П. Карсавина: "Без такого отклонения от принятых норм он был бы просто красивым мужчиной. Свежий и яркий цвет лица, блестящие, хорошо уложенные волосы, с единственной седой прядью - все это нуждалось в известных коррективах, чтобы подняться над привычными представлениями о красоте. Природа внесла эти коррективы, дав ему эти особенности, которые не поддавались обычным меркам красоты"
Мать Дягилева, С. Евреинова, умерла при его родах. Долгое время с ним продолжала жить его воспитательница Няня Дуня.
Александр Николаевич Бенуа(1870—1960) — русский художник, историк искусства, художественный критик. Дягилев и Бенуа воплощают в жизнь одну из своих идей – они создают художественный журнал «Мир искусства», деятельностью которого отмечена целая эпоха в истории национальной культуры.
Александр Бенуа сыграл значительную роль и в постановках балетной антрепризы С.Дягилева Ballets Russes, как художник и автор - постановщик спектаклей.
Вальтер Фёдорович Нувель (Нувёль; 1871—1949) - музыкант и музыкальный критик, он с самого начала входил в «кружок самообразования» и, в дальнейшем, заведовал музыкальным отделом журнала «Мир искусства».
По воспоминаниям современников, «Дягилевский мир» немыслим без его близкого друга «Валечки» Нувеля, без «его маленькой, вертлявой, всегда франтовато одетой фигурки, живо бегающей по комнате с сигарой в зубах или восседающей на самом краю дивана, заложив нога за ногу». Молодой, необыкновенно живой и весёлый человек. Страшный непоседа. Он напоминал собой шампанское, которое искрится и играет… Он был очень умён, по-настоящему умён».
Двоюродный брат Дягилева – Дмитрий Философов, - интеллектуал, эстет и денди, человек, близкий к символистским кругам, чьими стараниями на страницах журнала «Мир искусства» будут опубликованы произведения Бальмонта, Гиппиус, Мережковского, Розанова, Сологуба.
«Судьба посмеялась над двумя друзьями Дягилева, сделав одного, Философова, чиновника по природе, человеком свободной профессии, писателем, а другого, Нувеля, человека абсолютно свободной профессии и беспечной лени, — чиновником».
(Лифарь С. М.)
Молчанов Анатолий Евграфович (1856-1921), вице-президент русского театрального общества, редактор журнала "Ежегодник Императорских театров"
Друг и коллега Льва Бакста Жан Кокто (Jean COCTEAU) (1889 — 1963) -
французский поэт, писатель, театральный деятель, кинорежиссер. Ведущая фигура в европейском модернизме, он работал с Пикассо, Дягилевыми, Стравинским.
Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
Леонид Мясин— солист и балетмейстер-постановщик труппы «Русский балет Дягилева»
Портрет супруги известного журналиста Сергея Николаевича Сыромятникова
Возможно он был нарисован Бакстом в 1910 году в Париже.
Потом портрет хранился в семье дочери Сыромятникова.
В блокаду портрет чудом "выжил". Когда в 45 году хозяева вернулись в свой деревянный дом, то обнаружили, что внутри не осталось никакой мебели. Все сжигалось соседями в холодные зимы. В комнате стоял только старинный комод, а внутри комода лежала одна вещь - этот портрет.
В данный момент портрет находится в неизвестной частной коллекции. Никогда не публиковался и никто не знал о его существовании.
Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1910
Перед открытием худ. выставки в Париже 1906. А.К. Шервашидзе, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, С.П, Дягилев, И.Э. Грабарь, Е.С. Кругликова.
Бакст был удивительным человеком по своей почти детской, жизнерадостной и доброй простоте. Медлительность в движениях и в говоре давала ему порою какую-то «важность», скорее — невинное «важничанье» гимназиста; он природно, естественно оставался всегда чуточку школьником. Его добрая простота лишала его всякой претензии, намека на претензию, и это тоже было у него природное... Не скрытный — он был, однако, естественно закрыт, не имел этой противной русской «души нараспашку».
Знал ли кто-нибудь, что у Бакста не только большая и талантливая, но и умная душа? Знали, конечно, да не интересовались: интересуются ли умом художника?
Бакст обладал умом серьезным, удивляюще-тонким. Не об интуитивной тонкости я говорю, она в художнике не редкость, художнику полагается, но именно о тонкости умной. Он никогда не претендовал на длинные метафизические разглагольствования, — они были тогда в большой моде, — но, повторяю: случайное ли письмо, случайно ли выпавшая минута серьезного разговора, и опять я удивляюсь уму, именно уму, этого человека, такой редкости и среди профессиональных умников.
В Баксте умник наилучшим образом уживался не только с художником, но и с жизнерадостным школьником, гимназистом, то задумчивым, то попросту веселым и проказливым.
Еще одна черта, совсем, казалось бы, несвойственная Баксту, с его экзотикой, парижанством и внешним «снобизмом»: нежность к природе, к земле русской, просто к земле, к лесу деревенскому, обыкновенному, своему.
Иногда я закрываю глаза и, слушая своеобразный медлительный говор, совсем вижу перед собой прежнего Бакста: его невысокую, молодую фигуру, его приятно-некрасивое лицо, горбоносое, с милой детской улыбкой, светлые глаза, в которых всегда было что-то грустное, даже когда они смеялись; рыжеватые густые волосы щеточкой...
Я долго еще не привыкну, что умер Бакст, что ушла куда-то его взволнованная, нежная и умная душа.
Скончался Л. Бакст 27 декабря 1924 года, похоронен на кладбище Батиньоль (Париж, Франция).
http://gippius.com/doc/memory/umnaya-dusha-o-bakste.html
http://foto-a.narod.ru/arhiv/raritet/art_page/bakst.htm
http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/965135/
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/26/26738.htm
http://artchive.ru/artists/715~Лев_Самойлович_Бакст/works/
Рубрики: | портрет |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |