Цитата сообщения TimOlya
Ве́рбное воскресе́нье
Дорогие друзья и постоянные читатели !!!
С Вербным воскресеньем Вас !Примите наилучшие пожелания в этот день. Пусть Ваша жизнь течёт, как полная река, преодолевая легко все преграды. Пусть никогда не придётся Вам печалиться. Желаю Вам крепкого здоровья, долгих и счастливых лет жизни. Пусть на Вашем пути встречаются только верные и надежные друзья. Пусть сбываются все Ваши заветные мечты, а дорога, выбранная Вами, всегда будет правильною.
Храни Вас Господь!
Жан-Лео́н Жеро́м
Жан-Лео́н Жеро́м
Heinrich van Waterschoot Einzug in Jerusalem
Джотто. Капелла Скровеньи, фреска
Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий (греч. Κυριακή των Βαΐων), Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы[1] (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.
Вход Христа в Иерусалим
Джотто ди Бондоне
Giulio Benso Entrata di Cristo a Gerusalemme
Описание в Евангелии от Матфея
Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9).
В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф. 21:14).
Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. 21:17).
Pietro di Giovanni d'Ambrogio. Entry into Jerusalem. 1435-40. Pinacoteca Stuard, Parma
Molsheim Jésuites
Значение
Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Pedro de Orrente - Entry into Jerusalem
Пьетро Лоренцетти
История
Упоминание о празднике встречается ещё у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского[3], а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку[4]. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме[5].
Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.
Gdańsk Entry into Jerusalem
Assisi-frescoes-entry-into-jerusalem-pietro lorenzetti
Jesus entering jerusalem on a donkey
Православие
В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная Седмица.
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.
Русская икона 14 века
Народные традиции в России
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.
Худ. Шварц Вячеслав Григорьевич 1865 г. Холст, масло 60×122.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Денисенко Ольга Анатольевна "Вербное воскресенье"
***
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
Афанасий Фет
Девочки. Вербное воскресениеХуд. С. И. Блонская. 1900 г. Холст, масло, 181×187.Таганрогский художественный музей
***
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
1-10 февраля 1906
Вербочки («Мальчики да девочки...»). Александр Александрович Блок
***
Литовская девушка с ветками ивы1847 г. Vilniaus Paveikslu
Дмитрий Костылев Вербное воскресенье.
***
Вербы
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
Константин Бальмонт
***
А.Шилов.Первая зелень
Александр Шилов Вербное воскресенье. 1992 г.
Константин Савицкий Инок. 1897 г
Александр Шилов Матушка Макария
Иван Творожников Вербное воскресенье.
Лазарева Мария
Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве.Худ. Б. М. Кустодиев. 1917 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г.
Катание в Вербное воскресенье на Красной площади. В. Россинский.
Портрет Лены. Вербное воскресенье - Еськов Павел Васильевич
Неринга Моргунова Вербное Воскресенье. 2004 г.
Николай Михайлович Чернышев Верба распустилась.
Будко Виктор Николаевич.Весна.Первое тепло.