LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...
Интересные окрасы породистых кошек - (0)Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...
Баклажаны снова хит сезона! - (0)Баклажаны снова хит сезона! Вот и настала та благодатная пора, ког...
9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...
Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...
Псково-Печерский монастырь. Сказочное царство русского искусства. |
Существует легенда, будто в давно забытые времена бродивший здесь охотник вдруг услышал стройное церковное пение, причем поющих не было видно. Он решил, что поют ангелы и разнес эту весть по всей округе. Возможно, пели монахи-пустынники, поселившиеся в естественных пещерах на песчаных склонах оврага. Позже пещеры были обнаружены местным крестьянином. Дату их открытия монастырская летопись определяет 1392 годом. И там же сообщается, что якобы над входом в пещеру были начертаны слова: "Богом зданная пещера".
Основателем монастыря летопись называет православного священника Ивана, бежавшего из Дерпта (он же Тарту) в 1472 году после разгрома немцами-католиками "правоверной церкви, поставленной от пскович". Этот священник, в иночестве - Иона, основал монастырь на самой границе с Ливонией, как оплот православия в борьбе с западным католичеством.
Он выкопал в горе небольшую пещерную церковь, которая была освящена в 1473 году. Укрепился и разбогател монастырь в XVI веке при игумене Корнилии, управлявшем монастырем с 1529 по 1570 год. Тогда вокруг монастыря и были возведены крепостные стены с девятью башнями и тремя воротами, а внутри построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. Была создана иконописная мастерская, составлен летописный свод - Псковская третья летопись.
Царь Иван Грозный полюбил монастырь. Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси. В большом фаворе у царя был и игумен Корнелий, которому Грозный пожаловал много земель и прочих благ, а грамота от 1559 г. освободила живущих в монастырских владениях от светского суда.
Правда одна легенда гласит:
«Попросил как-то игумен Корнилий у царя Ивана Грозного разрешение сделать ограду вокруг монастыря и царь разрешил сделать маленькую, настолько маленькую,насколько позволит воловья кожа.
Корнелий царское указание в точности исполнил: поставил ограду на воловью кожу, разрезав ее на тончайшие ремешки — и охватил таким образом большое место. А вокруг стены каменные и башни возвел — целая крепость да и только.
Когда Корнилий закончил работы и вышел за монастырские ворота навстречу государю, царь, заранее разгневанный на него за этот проступок, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес в монастырь...». С тех пор путь от главных ворот Никольской башни до главной площади монастыря называется "кровавым путем".
Во время Ливонской и Северной войн монастырь-крепость не раз отражал нападения врагов. В крепости постоянно находился сильный гарнизон русской армии, который сражался бок о бок с местным населением. В награду за службу и верность русские цари щедро награждали монастырь, ставший крупнейшим и весьма богатым землевладельцем.
А уже в 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир 1721 года отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии монастыря.
В свое время новые постройки стали возводить в непосредственной близости от пещерной церкви, а поскольку удобных участков для строительства на крутых берегах ручья Каменец почти не было, зодчим и строителям приходилось ставить здания весьма изобретательно: очень близко друг к другу, на разных уровнях и под разными углами, сохраняя при этом и свободные открытые пространства. Отсюда - такая живописность и "непредсказуемость" размещения монастырских зданий, которые и сами прекрасны по своим архитектурным качествам и жизнерадостной окраске, контрастирующей с суровым камнем крепостных стен и башен.
Если добавить к этому ухоженную зелень деревьев, газонов и цветников, аккуратное мощение дорог и площадок, а также - тишину, нарушаемую порой только мелодичным колокольным звоном, то становится понятным ощущение уюта и умиротворенности, которое охватывает вас, когда вы попадаете в это место.
Удивительны и укрепления XVI века, то идущие по верхнему краю оврага, то сбегающие вниз по его склону, то поднимающиеся на другой склон, чтобы ниже по течению вновь спуститься к ручью.
Общая длина стен – порядка 810 метров, толщина 2 метра. Из 10 башен сохранились 9:
- Тайловская;
- башня Верхних решеток, самая высокая, стоит на дне оврага в верхней его части и пропускает через проем с решеткой воды ручья;
- аналогичная ей башня Нижних решеток, тоже на дне оврага внизу;
- башня Тарарыгина, или Наугольная;
- Изборская башня с воротами, обращенными на дорогу к Изборску;
- Благовещенская (рядом расположена Благовещенская церковь);
- Никольская башня с надвратной церковью Николы Ратного;
- Петровская башня, пристроена в XVII веке над входными воротами, являющимися современным входом в крепость;
- небольшая круглая Тюремная (Острожная) башня.
Внутри крепости, сразу за Петровскими воротами, на верхнем уровне расположеныНикольская церковь со звонницей XVI в.
и, построенный архитектором А. И. Руска в 1827 г., Михайловский собор, к которому по верху оврага ведет березовая аллея.
В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить для почитания.
На дне оврага уже не журчит ручей Каменец, забранный в трубу. Место, где он протекает, обозначает только древний колодец, когда-то снабжавший водой защитников крепости.
Именно здесь расположены наиболее древние и интересные здания монастыря. ЭтоУспенская церковь, представлявшая в момент ее освящения в 1473 году небольшую пещеру, выкопанную в песчаном склоне, затем углубленную, а снаружи обстроенную фасадной стеной.
Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле «украинского барокко»). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся.Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми прп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине 18 века перестроен.
В 1759 году над соборной Успенской церковью был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской «судебной палаты». В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.
К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 г. при игумене Корнилии.
К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.
Напротив Успенского собора построен на рубеже 18-19 веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании — монастырская лечебница.
Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды.
Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия «корнильевским». Из него берут воду для водосвятных молебнов.
Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в 16 в. на месте старой деревянной (1523 г.).
Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов.Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591 г.) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.
К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале 18 века. Механизм часов соединен с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а «годуновский» колокол отбивает часы.
Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды — ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского.
В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе — выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков).
Но конечно, никакое перечисление объектов, никакие иллюстрации, никакой самый подробный и красочный план не в состоянии дать реальное представление о Печорском ансамбле. Необходимо самому спуститься на дно древнего оврага и попасть в это сказочное царство русского искусства.
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1435429/
Рубрики: | монастыри, храмы, соборы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |