Цитата сообщения TimOlya
Императрица Екатерина II.Часть 3.
Федор Рокотов - Екатерина II Великая
Лампи Иоганн-Баптист - Портрет Екатерины II
Многим, очень многим дарила свою любовь государыня, но только не своему единственному сыну. Отношение Екатерины II к Павлу было крайне холодным, властолюбивая матушка не переставала видеть в нем своего соперника. Ведь корона после смерти Петра III, его отца, по праву должна была бы принадлежать ему, правнуку Петра Великого, а не ей, иностранке, ставшей по воле Божьей супругой «почившего» императора. Она могла бы стать в лучшем случае лишь регентшей при малолетнем царе. Так, кстати, считали и некоторые царедворцы, принимавшие участие в заговоре против государя. Но мать цепко ухватилась за трон и не думала уступать его своему восьмилетнему сыну.
Портрет великого князя Павла Петровича, выполненный неизвестным художников в 1770-е гг.
Портрет великого князя Павла Петровича, Ф.Рокотов
Портрет великого князя Павла Петровича,Ф.Рокотов
Стефано Торелли Портрет Павла Петровича с арапчонком.
Павел, привыкший в раннем детстве к нежности, которую к нему испытывала бабушка Елизавета, как он ее называл, после ее смерти практически осиротел. Мать не проявляла к нему нежных чувств, он был ей почти чужой. Она постоянно одергивала его, да и фавориты императрицы частенько говорили ему дерзости, а порой даже издевались над ним.
Неизвестный художник Портрет великого князя Павла Петровича в детстве.
Портрет великого князя Павла Петровича, .Vigilius Eriksen
Повезло Павлу, пожалуй, с воспитателем. Им стал граф Панин, который в свое время тоже примкнул к заговору, но предлагал объявить императором Павла, а мать его сделать правительницей до совершеннолетия сына. Тому же Панину императрица поручила вести переговоры с голштинскими родственниками бывшего императора и организовать их отправку в Германию, урегулировав все вопросы. На управление Голштинией надеялся дядя императрицы, принц Фридрих Август, прибывший в Петербург, как только его племянница заняла российский престол. Однако вопрос о Голштинии решился лишь на пятом году царствования Екатерины II — не без содействия графа Панина, проявившего себя в области внешней политики опытным дипломатом.
Портрет графа Никиты Ивановича Панина
В Копенгагене встретились русский посланник, генерал-майор Философов и тайный советник Каспар Сальдерн, представитель Голштинии. Приехали они с многочисленной свитой, поселились в великолепном дворце, демонстрируя богатство и мощь пославших их держав.
В Дании на троне восседал в то время Христиан XII, сын незадолго до этого скончавшегося Фредерика V. В противоположность своему отцу он не отличался особыми способностями, был весьма легкомысленным молодым человеком, а его двор занимался в основном интригами и развлечениями.
Копенгаген
Сальдерн же, представлявший интересы Голштинии, оказался на редкость дальновидным и умным человеком. Еще при Петре III он приехал из Голштинии в Россию, был принят на службу в коллегию иностранных дел и сумел быстро завоевать расположение самого Панина, возглавлявшего это ведомство. В Копенгагене Сальдерн действовал умело и тонко, и вскоре соглашение было подписано.
Каспар Сальдерн ,портрет работы В. Эриксена.
Согласно достигнутой договоренности, Екатерина II, от имени своего сына Павла как герцога Голштейн-Готторпского, уступала датскому королю часть герцогства в обмен на территории, не граничащие с Данией (герцогство Ольденбургское и графство Дельменторпское). Эти земли впоследствии предполагалось передать родственникам великого князя Павла. Кроме того, Дания предоставляла льготы русским судам в своих гаванях. Это соглашение было очень выгодным для России. Императрица осталась довольна деятельностью Панина.
Граф Панин не был честолюбив, не мечтал о богатствах, слыл либеральным, мягким человеком, «образованным, умелым и деятельным» — так отзывалась о нем сама государыня. Все важные вопросы, касающиеся внешней политики, она доверяла именно ему. Сама же внешнеполитическими делами не занималась. Единственное, что Екатерина делала самостоятельно, — это вела переписку, к которой относилась очень серьезно, письма переписывала по несколько раз, обдумывая каждое слово.
В.Л.Боровиковский - Портрет Екатерины II
Портрет великого князя Павла Петровича. А. Рослин. 1777 г.
Панину и было поручено подыскать невесту для своего воспитанника.
Императрица-мать довольно рано начала подумывать о женитьбе сына, причем по традиции она хотела женить его именно на немецкой принцессе. Вновь долгие поиски, просмотр предложений, — а их было немало, — «участие» прусского короля: все немецкие невесты были у него на виду. Выбор пал на дочь великой ландграфини Гессен-Дармштадской, очень достойной и образованной женщины, в доме которой бывали Гете, Гердер и другие знаменитости того времени. Девушку звали Вильгельминой Луизой. Она была хорошо воспитана, отличалась незаурядным умом и темпераментом. Вместе с матерью и двумя сестрами невеста прибыла в Петербург.
Портрет Генриетты-Каролины, пфальцграфини Цвейбрюкен-Биркенфельд. А. Пэн
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I,Александр Рослин
Началась подготовка к перемене вероисповедания, изучение русского языка. После принятия православия девушка стала зваться Натальей Алексеевной. Свадьбу уже не откладывали, и девятнадцати летний правнук Петра Великого — по примеру его сына и внука — сочетался браком с немецкой принцессой.
С женитьбой Павла обязанности Панина как воспитателя кончились, однако он сохранил за собой право посещать великого князя в любое время и часто пользовался этим правом, так как питал к своему воспитаннику искренние отеческие чувства. Ведь своей семьи у него никогда не было. Его первая и единственная любовь — дочь графа Шереметева Анна, красивая и целеустремленная девушка, накануне венчания заболела оспой и через несколько дней скончалась. Никита Панин так и не женился, остался холостяком. Домом для него стал великокняжеский двор.
Портрет графини А. П. Шереметьевой ,Иван Аргунов
И вот несчастье постигло и его воспитанника. Молодая жена Павла — великая княгиня Наталья — на четвертом году супружеской жизни скончалась во время родов. Не стало ребенка, не стало жены…
Существует мнение, что «добрые» друзья императрицы помогли погубить «невестку» которая не пришлась ей по вкусу. Воспитанная в Европе в современном духе, Наталья высказывала либеральные идеи и даже выступала за освобождение крестьян, а главное, как донесли Екатерине, призывала мужа заточить свою мать в монастырь и занять престол, который законно должен был принадлежать только ему. И вот якобы через одного из этих «друзей» придворной повивальной бабке, Екатерине Зорич, которая частенько устраивала выкидыши незаконнорожденных, была подсказана мысль: сделать все, чтобы обеспечить спокойствие своей государыне.
Портрет Екатерины II, неизвестный художник
А сама Екатерина, призвав к себе акушерку, сказала как будто так: «Моя невестка очень слаба. Я боюсь, что она не переживет родовых мук». «Хорошо, поняла», — почти шепотом ответила Зорич. И вот накануне родов в питье великой княгини она подсыпала медленно действующий яд, который отравил и мать, и дитя в ее чреве. Ребенок родился мертвым. Жизнь оставляла молодую женщину. За час до ее смерти к ней в комнату вошла императрица и сказала: «Видите, что значит бороться со мной. Вы хотели заключить меня в монастырь, а я заключаю Вас в могилу. Вы отравлены». Вот какая передавалась легенда о жестокости Екатерины. И кое-кто верил в нее.
Портрет Великой княгини Натальи Алексеевны. П.-Э. Фальконе, 1773 г.:
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I,Александр Рослин
Павел был в отчаянии. Он явно что-то подозревал, так как стал требовать вскрытия тела жены. Но его не послушались. Более того, Екатерине удалось убедить Павла, что Наталья изменяла ему, очернив тем самым ненавистную ей женщину. А при дворе усиленно распространялись слухи о любовной интриге покойной с красавцем Андреем Разумовским.
Андрей Кириллович Разумовский. Художник А.Рослин, 1776 г.
В качестве «свидетеля» выступил духовник великой княгини, явно подкупленный императрицей. Будто бы о факте неверности он узнал от самой великой княгини во время исповеди.
Через три месяца после смерти невестки Екатерина предложила Павлу вступить в новый брак. На этот раз она сама выбрала ему невесту. По традиции супругу вновь подыскали среди немецких принцесс, которые в своих княжествах и воспитывались так, чтобы их можно было рекомендовать в европейские дворы. На сей раз выбор пал на принцессу Софию Доротею Вюртембергскую, родившуюся, как и сама Екатерина, в Штеттине, где ее отец командовал войском. София Доротея была племянницей Фридриха II, что очень импонировало российской императрице. Она даже выплатила определенную сумму в качестве выкупа за свою новую невестку, поскольку та уже была помолвлена с братом покойной Вильгельмины, принцем Людвигом.
Портрет Марии Федоровны,А.Рослин
В августе 1776 года София Доротея прибыла в Берлин, где и состоялась ее встреча с новым женихом и помолвка. Спустя два месяца по прибытии невесты в Петербург был заключен брак. Вторая жена Павла после принятия православия была наречена Марией Федоровной.
На этот раз Екатерина осталась довольна. Ей нравилось, что новая великая княгиня совершенно равнодушна к политике, нежно любит мужа, усиленно изучает русский язык и поддерживает со своей свекровью дружеские отношения.
Рослин - Портрет великого князя Павла Петровича Романова.
«Великий князь Павел Петрович представляет императрице Екатерине II свою невесту, будущую великую княгиню Марию Федоровну». С. Торелли, 1776 г.
Мария Федоровна была стройной блондинкой высокого роста, с легким прищуром глаз и милой улыбкой. Она любила заниматься рукоделием и читать книги, бегло говорила по-французски. Императрица считала ее достойной супругой своему сыну, разве только одна слабость невестки пришлась ей не по вкусу: молодая женщина прониклась добрыми чувствами к Никите Панину и не раз писала, что, кроме Павла, он единственный, с которым она может говорить откровенно.
И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны.
И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1795. музей-заповедник «Павловск».
Через год у Екатерины II появился первый внук — Александр. Великий князь с нетерпением ждал своего первенца, предвкушая полное
семейное счастье. А как повела себя бабушка-императрица?
Она приказала забрать ребенка у родителей, заявив, что его воспитанием будет заниматься сама, желая как бы повторить поведение тетушки-царицы по отношению к ней самой.
Портрет Александра Павловича , Жан Луи Вуаль
Для молодого отца это было тяжелым ударом. Павел счел этот шаг большой несправедливостью к своей семье и, хотя внешне продолжал создавать видимость сыновнего почтения, явно не испытывал любви к своей матери. Ни о каком согласии или взаимопонимании между Екатериной и ее сыном не могло быть и речи.
Как утверждают многие авторы, в чувствах Екатерины к сыну следует различать как бы два этапа. После смерти мужа она не без внимания относилась к маленькому Павлу: он жил вместе с ней, сопровождал ее во время больших и малых приемов при дворе, во время охоты, военных маневров. Она присутствовала на его экзаменах и радовалась успехам, подарила ему великолепную библиотеку примерно в тридцать пять тысяч томов, купленную у барона Корфа.
Но к повзрослевшему сыну, ставшему претендентом на престол и мнившему себя уже реформатором, отношение императрицы резко изменилось.
Мать-царица полностью отстранила Павла от управления страной, предоставив это право своим фаворитам. Как бы в порядке компенсации за подобное пренебрежение к наследнику она создала для него и его увеличивающейся с каждым годом семьи — немецкая принцесса рожала одного ребенка за другим — вполне приятную жизнь.
Великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями
Екатерина II (окруженная своим семейством и придворными, вторая половина 1780-х) Танков Иван Михайлович
Дамам-Демартре М. Ф. III-й вид Царского Села: Прогулка Екатерины II. Париж, 1811, фрагмент. Художник запечатлел отдыхающую Екатерину II, окруженную самыми близкими людьми: внуками Александром и Константином, придворными, веселой молодежью
Великий князь имел прекрасные помещения в Зимнем дворце и в Царском Селе. Помимо этого, сразу же после брака Павла с Вюртембергской принцессой императрица велела построить для молодых летнюю резиденцию. Строительство началось в глуши лесных дворцовых угодий в окрестностях Царского Села на холмистых берегах небольшой речки. Сначала загородная дача наследника русского престола состояла из двух небольших домов, названных на немецкий лад Паульлюст и Мариенталь. Речка, перекрытая плотинами, создавала водное зеркало, в котором отражался этот «дворец». В небольшом саду построили мостики и китайскую беседку. Однако скромные размеры дачи вскоре перестали удовлетворять владельцев, и Екатерина поручила архитектору Камерону сооружение нового дворца и разбивку парка на месте диких лесных зарослей. Работы длились несколько лет и вместо разобранного здания Паульлюста, построили золотисто-белый дворец итальянского типа — с колоннадой из мрамора, доставленного из Италии.
Мариенталь,Л. А. Серяков
Пиль-башня (Пильняя мельница,Л. А. Серяков
Молочня,Л. А. Серяков
Храм Дружбы,Л. А. Серяков
,
Мариенталь во времена Павла (панно С. Ф. Щедрина)
Но этим не ограничивалась «забота» императрицы о семье своего сына: Павел получал от матушки большие суммы денег, да и в воспитание его других детей Екатерина уже редко вмешивалась. Для его жизни она создала все необходимые условия: так ей было спокойнее. Страх, что ее сыну вдруг взбредет в голову мысль обвинить мать в узурпаторстве власти, а может, и свергнуть ее никогда не покидал двенадцатую представительницу Дома Романовых. Лучше держать его подальше и от себя и от столицы.
Левицкий Дмитрий - Портрет Императрицы Екатерины II
Портрет Великого князя Павла Петровича. И. Пульман, 1782 – 1787 гг., ( с оригинала П. Батони, 1782
При императорском дворце великий князь появлялся чрезвычайно редко. Обиду на мать за ее отношение к нему он всегда держал в сердце. Однажды, когда он увлекся фрейлиной Нелидовой, Екатерина вызвала его к себе и с возмущением сказала: «Как ты можешь изменять такому ангелу, как твоя жена?» Павел расхохотался и ответил: «Что я слышу? Вы проповедуете мне мораль. Вы, меняющая флигель-адъютантов, как перчатки…» «Вон! Уходите, или я прикажу Вас арестовать! — закричала императрица в страшном гневе. — Ты забываешь, что ты мне сын!»
«Я этого никогда и не знал», — с грустью ответил Павел. Эта сцена воспроизводится во многих описаниях жизни Павла и точно передает его отношение к своей матушке. Якобы после этого разговора императрица изменила свое первоначальное решение и назначила своим преемником на престоле старшего внука, Александра, что, однако, держалось в тайне.
Иоганн-Баптист Старший Лампи, 1793. Портрет императрицы Екатерины II, 1793
Левицкий Дмитрий - Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
Екатерина II больше трех десятилетий стояла у руля власти в Российской империи. Россия за это время очень изменилась, хотя, как считают некоторые историки, сама императрица не оказала на это решающего влияния.
Окрепла русская промышленность, получили развитие кустарные промыслы. С развитием горной промышленности на Урале возрос интерес к русским поделочным и драгоценным камням. Замечательной красоты самоцветы потоком поступали в царские хранилища. Их использовали для украшения парадных одежд, табакерок, оружия, орденов и других предметов царского обихода. Значительно расширилась торговля, вырос внешнеполитический авторитет России. Особый расцвет получил Петербург, ставший крупным портом Российской державы. Город хорошел с каждым годом, увеличивалось его население. Вскоре он стал городом-космополитом.
Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М.И. Махаева. Вид Зимнего дворца
Картина «Развод караула на Дворцовой площади» работы И. Г. Майра. Государственный Русский музей
Катание с ледяной горы было одним из любимейших развлечений императрицы Екатерины II. Толпа смотрит на неё с опасением, сняв шляпы и склонив головы.
Одну седьмую часть стотысячного населения Петербурга составляли иностранцы. Русской столице было всего семьдесят лет, а она притягивала к себе, как магнит, поражая гостеприимством и ритмом жизни. Петербург резко отличался от остальной России, в том числе и от Москвы, где было много церквей, но мало каменных домов, да и нравы были грубее и проще, чем в столице.
Среди образованных людей времен Екатерины считалось признаком хорошего тона говорить по-французски, плохо или хорошо, но по-французски. Многие иностранцы вообще не учили русский язык, считая это бесполезным делом: он использовался в основном только для разговора с прислугой.
Галерея эрмитажа ,J.Jacotte и Aubrin по оригинальному рисунку I.I.Charlemange и Duroi, середина 19-го века
Перспектива реки Фонтанки от грота и западного дворца в полдень ,Г.А.Качалов по рисунку М.И.Махаева; цвет — I.-E. Grimmel (?), 1753
В Петербург иноземцы переселялись насовсем или приезжали на время. Это были, главным образом, выходцы из Германии, пользовавшиеся в своей стране немалой известностью. Многие приезжали по приглашению самой царицы, прежде всего ученые — для преподавания в Академии наук. Их роль была особенно велика в развитии образования и просвещения в России. Так, в Петербург приехал врач-путешественник и естествоиспытатель Петр Паллас из Берлина, который исследовал земли от Урала до китайской границы. За успешную исследовательскую работу императрица подарила ученому великолепный дом в Симферополе и две деревни вместе с жителями в Крыму.
Пе́тер Симо́н (Пётр-Симо́н) Палла́с
В сборе материалов для глоссария, задуманного Екатериной, ему помогал библиограф Бакмейстер, приехавший в Россию в 1766 году из Курляндии. Он же был автором 11 томного издания «Русская библиотека», в котором содержался перечень и обзор выходивших в России книг, рецензии и сообщения о научных путешествиях, а также академическая и университетская хроника.
Удалось царице заполучить из-за границы и специалистов-медиков, благодаря которым в России стала развиваться медицинская наука. Одним из первых отозвавшихся на ее приглашение был доктор Вайкард, ставший впоследствии личным врачом государыни. Из Берлина приехали анатом и физиолог Каспар Вольф, назначенный вскоре членом Петербургской Академии наук, и известный немецкий врач, профессор Филипп Меккель, который долгое время оставался при дворе. Все внуки императрицы появились на свет непосредственно с его помощью. Воспитателем детей Екатерина назначила вице-президента Академии наук Фридриха Шторха.
Большой приток немцев в Российскую державу отмечался и среди специалистов в области литературы и искусства. Много полезного ими было сделано для развития просвещения и культуры России. Яркой фигурой того времени был полковник Фридрих Максимилиан фон Клингер из Франкфурта-на-Майне. Будучи профессиональным военным, он увлекся писательской деятельностью и написал драму «Штурм и натиск», обозначив этим названием целую эпоху. Жизнь этого немца сложилась интересно. В молодые годы Клингер объездил пол-Европы, в зрелые — писал романы, драмы и исторические произведения. Некоторое время был воспитателем сына Екатерины, позже стал директором Кадетского корпуса и Института благородных девиц.
Пригласила императрица в Россию и скульптора Карла Леберехта из Мейсена, назначив его директором Академии художеств.
На сцене Немецкого театра в Петербурге блистал актер Винсент Вейраух из Веймара. Директором театра был фон Бауэр, друг немецкого драматурга и поэта Коцебу, переселившегося в Россию и создавшего в Петербурге широкий круг общения русских и немцев, политиков и военных, купцов и банкиров, поэтов и артистов. Тесно общался Коцебу и с русским писателем Александром Радищевым.
Радищев учился в Германии в Лейпцигском университете вместе с Гете, говорил по-немецки так же свободно, как и по-русски, был очень образованным человеком своего времени. В 1790 году по приказу Екатерины он был арестован, приговорен к смертной казни, но помилован и сослан в Сибирь. Императрица не простила ему правду о жизни в российской деревне, которую он высказал в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Эту книгу Радищев издал сам — она была напечатана в подвале его дома крепостными, которые были обучены наборному, печатному и переплетному делу. Но за правдивые слова о России он был жестоко наказан.
Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев
Как только дело коснулось крепостного права, ярой защитницей которого она была всю свою жизнь, Екатерина поступила не как сторонник просвещения, а как истинная крепостница, «оскалив зубы» в борьбе против слова правды. В лице Радищева самодержица загубила большой русский ум, взращенный в немецкой среде и не получивший питания в собственной стране.
Портрет императрицы Екатерины II
Грустно сложилась и жизнь самого Коцебу — правда, печальное продолжение имело место уже при сыне просвещенной императрицы. После смерти Екатерины II Коцебу оставил Петербург, приняв приглашение ставить свои пьесы в придворном театре в Вене, затем в Веймаре. Но через три года он вновь решил возвратиться в Россию, которая уже несколько изменила свое отношение к иностранцам. Получив паспорта, Коцебу вместе с семьей, не посчитавшись с предостережением со стороны друзей от столь рискованного шага, отправился в путь. Но по приезде в Россию немецкий писатель был арестован и без суда и следствия отправлен в далекий Тобольск. К счастью, ссылка продлилась недолго. Он был возвращен и написал со всеми подробностями свои «Путевые заметки».
А́вгуст Фри́дрих Фе́рдинанд фон Коцебу́
Любопытно, что именно немецкие ученые первыми начали серьезно изучать русскую историю. Это, прежде всего, Зигфрид Байер и Фридрих Миллер, которые были приглашены в Академию наук еще Петром I, а также Август Шлецер из Кирхберга, маленького немецкого городка, нашедший «Хроники Петра» и освободивший их от искажений, которым они подвергались в течение многих лет. Эти «Хроники» он включил в программу обучения студентов. Шлецер был первым крупным специалистом по русской истории.
Крупной фигурой в развитии просвещения в России был немец Харткнох. Он принял российское гражданство и посвятил себя задаче сделать доступной для русских немецкую литературу, а для немцев — русскую. Екатерина способствовала и поощряла развитие в России книжного дела. И оно начало успешно развиваться. Если за двадцать лет правления императрицы Елизаветы в России было опубликовано всего тридцать восемь книг, то за первые двадцать лет царствования Екатерины II было издано триста девяносто семь книг, то есть в десять раз больше. В этом немалая заслуга самого Харткноха, который открыл несколько книжных магазинов в разных городах.
Приехал в Петербург и барон Фридрих Мельхиор Гримм — литератор и дипломат, состоявший долгое время в переписке с российской императрицей. Он, собственно, был главным из ее западноевропейских корреспондентов и советников. В России барон поступил на дипломатическую службу.
Всех иностранцев перечислить, конечно, невозможно. Но уже сказанное является свидетельством того, как много прогрессивного внесли «иноземцы» в становление русской культуры и науки, Сама Екатерина писала, что Россия может служить для иностранцев пробным камнем их достоинств: «Кто успеет в России, тот наверняка может рассчитывать на успех во всей Европе».
Боровиковский Владимир - Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Императрица часто говорила о своей любви к России, к русскому народу, но в то же время считала, что импульсы развития страны могут исходить в основном с Запада. Ее приближенные пытались убедить ее, что необходимо умножать население страны. «Прекрасно, — соглашалась Екатерина, — будем ввозить подданных из-за границы». И в первый же год своего царствования она собственноручно написала манифест о переселении иностранных колонистов.
Екатерина II. Неизвестный художник
Саблуков И.С. - Портрет Екатерины II
К тому времени во многих российских городах проживало уже несколько поколений немцев. В Одессе насчитывалось более десяти тысяч жителей немецкого происхождения, в Москве двадцать тысяч, в Петербурге значительно больше. Даже на Урале работали специалисты горного дела из Гарца и Саксонии. И при дворе были немцы — врачи, аптекари, переводчики, часовых дел мастера, ювелиры. Вот только среди крестьян немцев было мало. И Екатерина, хорошо зная трудолюбие и прилежание своих земляков, решила пригласить немецких крестьян в Россию, пообещав им значительно лучшие условия труда и жизни, чем в Германии. Тем, кто решится на это переселение, она гарантировала полную свободу религиозных культов, освобождение от всяческих налогов, от трудовой и воинской повинности. Немецкому крестьянину не угрожала крепостная зависимость, являвшаяся тяжким бременем для русского крестьянства.
Вручение письма Екатерине II, на сюжет повести Капитанская дочка, 1861. Миодушевский Иван Осипович (Mioduszewski или Mioduszevski Jan Ostoja).
Вручение письма Екатерине II, на сюжет повести Капитанская дочка, 1861. Миодушевский Иван Осипович (Mioduszewski или Mioduszevski Jan Ostoja). Фрагмент
Призыву российской государыни последовали многие, и уже через несколько лет возникли целые немецкие поселения со своими церквами и школами для детей. Местным властям было запрещено вмешиваться во внутренние дела этих поселений. Особенно много немецких деревень появилось на берегах Волги, их жителей так и называли «немцы Поволжья». Их роль в развитии сельского хозяйства на русских землях исключительно велика. Некоторые привезли с собой железные плуги, другой сельскохозяйственный инвентарь, неизвестный доселе русским крестьянам. Немало немцев стали управляющими больших дворянских поместий и умело организовывали сельский труд.
Многие сочли этот шаг Екатерины очень полезным для экономического развития России. Сама Екатерина в одном из писем Вольтеру отмечала: «Я должна отдать справедливость своему народу — это превосходная почва, на которой хорошее семя быстро возрастает. Русские — это „почва“, которую надо вспахать реформами, хорошенько удобрить иностранными колонистами и, наконец, засеять идеями западноевропейского просвещения».
Неизвестный художник «Портрет императрицы Екатерины II в лавровом венке»
Дмитрий Левицкий - Портрет Екатерины II
М. Шибанов Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787 г.
А вот благодарность со стороны россиян оказалась «черной». Немногим менее чем через двести лет немецких поселенцев постигнет печальная участь: изгнание с земель, превращенных ими в плодородный край. До сих пор они не обрели вновь своего дома и вынуждены покидать страну, которой отдан труд нескольких поколений.
При императрице Екатерине были введены многочисленные стипендии для обучения способных молодых русских за границей, в основном в немецких университетах. Начало этому было положено еще Елизаветой. Благодаря ее указу в Германию на учебу был отправлен и русский гений Михаил Ломоносов, приобретший там не только обширные знания, но и жену-немку, которая приехала в Россию и до конца жизни была рядом со своим мужем, первым русским ученым. Многие россияне, прошедшие курс обучения в Германии, приобретали там не только специальные знания, но и устанавливали дружеские контакты с немцами, приобщались к немецкой культуре.
Иван Федоров - Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова
Заслугой Екатерины II является создание музея Эрмитажа — места уединений, как его называли. Она не жалела денег и усилий, чтобы выискивать возможности приобретения истинных шедевров живописи. И это ей прекрасно удавалось…
. Государственный Эрмитаж. Вид Дворцовой набережной, Карл Беггров, 1826
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец была доставлена коллекция более чем из двухсот картин, купленная по распоряжению императрицы в Берлине у купца Гоцковского, — это были преимущественно живописные произведения нидерландских и фламандских мастеров, Большое собрание картин было куплено у саксонского министра Брюля и у наследников английского премьер-министра, лорда Уэлпола, несколько ценных картин были доставлены из Парижа. Через десять лет после основания картинной галереи Зимнего дворца в его коллекции уже насчитывалось около трех тысяч полотен. Приобретались также рисунки, скульптурные произведения, резные камни.
Калиновская Екатерина.Основание эрмитажа
Балобанова Екатерина Сергеевна > "Екатерина Великая.Создание Эрмитажа."
Э.Гау
Э.Гау
Для размещения всего этого богатства к дворцу стали пристраиваться новые здания — Эрмитаж оставался лишь его частью. Естественно, что доступ в него был крайне ограничен. Екатерина сама не раз говорила, что шедеврами Эрмитажа любуются лишь мыши и она сама. Черты музейного учреждения со специальным штатом хранителей Эрмитаж приобрел лишь при ее внуке — Александре. Однако право разрешения на доступ посетителей осталось за управлением Зимнего дворца.
Дворцовая набережная у Эрмитажного театра, Карл Беггров, 1824.
А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820. Лист 1. Зимний Дворец.
Примерно в то же время, когда в Россию была привезена первая коллекция западноевропейской живописи, Екатерина заказала знаменитому французскому скульптору Фальконе памятник Петру Великому, который должен был украсить его детище — город Петербург. Специально для этой цели Фальконе приехал в российскую столицу, где пробыл двенадцать лет, работая над «Медным всадником», как было названо скульптурное изображение великого представителя романовской династии.
Этье́нн Мори́с Фальконе́
Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба весом около 1600 тонн была найдена в 1768 году на берегу Финского залива. Доставка ее в Петербург (сначала сушей на платформе, двигавшейся по переносным рельсам, а затем на специально построенной барже) заняла два года. После обработки камень уменьшился в размерах и приобрел форму скалы. Несколько лет памятник не открывали, общественность о нем стала уже забывать, не вспоминали больше и о самом скульпторе. И вот свершилось — день открытия памятника был назначен. За несколько дней до этого Екатерину спросили, какую надпись она пожелает увидеть на памятнике. Полагали, что она выберет длинное и патетическое изречение. Но императрица решила сделать короткое: «Петру Первому — Катерина Вторая».
"Перевозка Гром-Камня в присутствии Екатерины II". Гравюра И.Ф. Шлея с рисунка Ю.М. Фельтена. 1770
Памятник Петру I. 1799г, гравюра очерком, акварель Бенжамен Патерсен
Вид памятника Петру Великому при его открытии в 1782 г.
Вид памятника Петру Великому
Портрет императрицы Екатерины II
Да, много полезного для России сделала императрица-немка. Но на светлой короне Екатерины II немало и темных пятен. Кровь ее супруга Петра III — это первое пятно. А через два года последовало еще одно убийство и тоже императора, хотя и бывшего, — Иоанна Антоновича, объявленного русским царем в младенческом возрасте и ставшего жертвой политических интриг.
Портрет императора России Иван VI Антонович (1740-1764). Государственный музей под открытым небом Ораниенбаум
Поручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года. С картины И. И. Творожникова
И еще одна смерть, опять же узницы, на этот раз не в Шлиссельбургской, а в Петропавловской крепости. Речь идет о молодой женщине, объявившей о своем родстве с царской фамилией Романовых. Звалась эта женщина княжной Таракановой. Она была красива, умна, состоятельна. Переезжала из страны в страну, выдавая себя за дочь Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Разумовским. Она была претенденткой на российский престол. Ее мало кто принимал всерьез, но для императрицы Екатерины это было опасной угрозой, поэтому она приказала своему испытанному другу Алексею Орлову схватить любыми средствами «самозванку», как она ее называла, и доставить в Петербург. Алексей эту миссию выполнил блестяще
Кадр из фильма «Княжна Тараканова»,1910 г
Кадр из фильма «Княжна Тараканова», 1910 г
Он поехал в Италию, где в это время находилась княжна Тараканова, познакомился с ней, притворился влюбленным и даже предложил ей руку и сердце. Выбрав удобный момент, Орлов высказал желание показать ей русский военный корабль, как бы случайно оказавшийся в итальянском порту. Княжна согласилась и попала в ловушку. На борту корабля ее арестовали и переправили в Петербург, в Петропавловскую крепость, а через семь месяцев бесконечных допросов красавицы уже не стало в живых. Своей тайны рождения она так и не открыла. Пустили слух, что якобы молодая женщина скончалась от чахотки.
К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея
И еще одного «самозванца» Екатерине удалось устранить. Но это уже был не претендент-одиночка, а претендент, за которым стояла целая армия. Здесь не обошлось только сетью интриг, сплетенной руками умной и расчетливой императрицы. Это была уже настоящая война, война против армии повстанцев, возглавляемой Емельяном Пугачевым, выдававшим себя за Петра III — супруга царствующей императрицы, которому якобы удалось уйти от убийц. Но и с ним Екатерина смогла расправиться. Казнили Пугачева на Красной площади, куда его привезли в большой железной клетке. Екатерина приказала, чтобы ему сначала отрубили голову, а лишь затем четвертовали. Она считала это знаком великого милосердия.
Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва) Неизв. худ.
Емельян Пугачев. Художник Татьяна Назаренко.
В последние годы жизни Екатерина потеряла былую привлекательность — волосы и зубы выпадали, фигура приобрела округлые формы, силы ее оставляли — по дворцу она уже передвигалась только в специальном кресле на колесах. Умерла императрица от инсульта в возрасте шестидесяти семи лет в ноябре 1796 года. Потом напишут, что в стране, где так долго царила ее железная воля, при жизни ее ценили выше, чем стали ценить после смерти.
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике.
Диккинсон Вильям - Портрет Екатерины II
Да и сама Екатерина дорожила вниманием современников более, чем мнением потомков. Единственным мотивом ее деятельности всегда были власть и слава. Она сама заранее составила эпитафию на свою могилу: «Здесь лежит Екатерина… Она ничего не упустила, чтобы иметь успех. Снисходительная, любившая хорошо пожить, веселая по натуре, республиканка в душе и доброго сердца, она имела немало друзей; труд для нее всегда был легок, общество и искусство ей постоянно нравились».
Портрет Императрицы Екатерины II. Неизвестный художник
Александр Рослин - Портрет Екатерины II
Французский гобелен
Еще задолго до своей смерти двенадцатая представительница Дома Романовых заявила: «Я вижу, в какие руки попадет империя после меня… Мне будет тяжело, если моя смерть повлечет за собой перемену всей политической системы России». И по мере того, как подрастал ее любимый внук Александр, мысль обойти законного претендента на трон, объявленного ею же своим наследником, все чаще тревожила ее голову. Ходили слухи о существовании завещания императрицы, лишавшего Павла прав престолонаследия в пользу Александра. Но как только лейб-медик Роджерстон заявил, что надежды больше нет, бумаги императрицы были тут же опечатаны. Несколько дней спустя после смерти Екатерины великим князем Александром при просмотре опечатанных бумаг покойной такое завещание действительно было найдено. И он в присутствии других вельмож, которым было велено хранить молчание, бросил в огонь этот документ. Согласно завещанию ему, старшему внуку скончавшейся государыни, передавался престол при регентстве его матери.
Когда просмотр бумаг был закончен, Павел спросил сына: «Вы ничего не нашли, касающегося меня?» «Ничего». «Слава Богу!»
Большой скорби относительно смерти матушки сорокадвухлетний Павел не испытывал. Более того, его лицо не скрывало радости. Кончина Екатерины все расставила по своим местам: вопросы между матерью и сыном были разрешены. Павел вступил на царский престол…
Императрица Екатерина II с аллегориями Истории и Времени, 1792-1793. Лампи.
Музей Французской революции в Визиле.
Гульельми Грегорио - Апофеоз царствования Екатерины II
«Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» 1772 ГТГ Торелли
Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами Торелли 1772 (фрагмент)
Палладин остров и фейерверк в честь годовщины восшествия на пресол Екатерины II
Виноградов, Ефим Григорьевич (1725/28–1769), с рисунка Ф. Градицци. Изображение фейерверка 28 июня 1763 г. Санкт-Петербург
Валентина Григорян Царские судьбы