-Метки

3d панорама Маски автомобили акварели рисунок гравюра скульптура акварель рисунок графика антиквариат антиквариат резьба фаберже лалик артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты архитектура замки и дворцы мечети мосты архтектура блины блины булочки блины, булочки блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы вареники витамины и полезные продукты внутрение органы внутренние органы водопады выпечка вязание спицы голливуд города горы горы пещеры озера каньоны дачный участок деревни десерты дети в живописи диеты дизайн интерьера и ремонт долины дыхательная система жанровая живопись женские образы живопись 18 век живопись 20 век живопись старых мастеров животные фото заболевания головного мозга закуски замки запеканки здоровое сердце и сосуды здоровые зубы здоровые ноги здоровье знаменитости художники балет знаменитые женщины иллюстрации имидж красоты импрессионисты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки компоты напитки котейли соки консервирование кошки в живописи кошки фото и в живописи кулинария ледники лепешки рецепты хорошего теста лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые маски уход за лицом волосами и телом маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты натюрморты с цветами национальные парки небо рассветы закаты огород огородные секреты озера оладьи лепешки острова открытки париж парки мира печенье пещеры пироги пироги пирожки пицца подводный мир полезные советы полезные советы компьютерная помощь полезные советы полезные советы компьютерная помощь природа природа водопады птицы пустыня путешествия разное и самое интересное в мире рассветы реки реклама россия сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система сердечно-сосудистые заболевания советские соусы соусы маринады подливы ссср стихи поэты писатели супы тесто торты торты бискиты пирожные торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото франция хачапури цветы в живописи цветы на даче цветы фото чебуреки щитовидная железа

 -Рубрики

 -Цитатник

Ответ LK-mel0dia и иже с ними - (2)

LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...

Интересные окрасы породистых кошек - (0)

Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...

Баклажаны снова хит сезона! - (0)

  Баклажаны снова хит сезона!   Вот и настала та благодатная пора, ког...

9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)

Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...

Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)

Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дневник обо всем


«Шопена вальс капризно-утонченный…»

Вторник, 08 Апреля 2014 г. 22:54 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts



1 марта 1810 г. в местечке Желязова-Воля близ Варшавы родился Фредерик Франсуа Шопен – великий польский композитор, пианист-виртуоз, педагог.



Шопена вальс капризно-утонченный…
Кто не слыхал чарующие звуки?
На чьих устах не теплилась улыбка
И в чьих глазах не проблеснула искра
Полулюбви, а может, полугрусти
От звуков этих, вычурно-игривых
И грустных, будто вечер золотой,
И страстных, будто поцелуй нескромный?

 Максим Рыльский, из стихотворения «Шопен»,
перевод с украинского Алекса Ершова.


Фредерик Шопен вошел в этот мир, когда его отец играл на скрипке. Знак судьбы? Или красивая легенда? Зато достоверно известно, что на музыкальные звуки малыш Шопен реагировал весьма своеобразно: стоило ему услышать, как мама поет или папа играет на флейте, Фредерик немедленно заходился в плаче. Только когда мальчик заговорил, ситуация прояснилась: оказалось, крошка Шопен лил слезы не потому, что боялся или не любил музыку, – просто мелодичные звуки переполняли его радостными эмоциями, которые он выражал громким плачем.

К пяти годам Фредерик уже бойко играл на фортепиано несложные пьески, которым его учила старшая сестра Людвика. Музыка постоянно звучала в доме: глава семьи, француз Николя Шопен, преподававший в лицее французский и немецкий языки, играл на скрипке и флейте, мать – полька Юстыня Кжижановская обладала прекрасным голосом, играла на фортепиано.

С семи лет Фредерик начал заниматься с преподавателем – известным в Варшаве чешским музыкантом Войцехом Живным. Мальчику хотелось побыстрее вырасти и брать на фортепиано широкие «взрослые» аккорды. Чтобы растянуть пальцы, он вставлял между ними деревяшки и, несмотря на боль, даже спать укладывался с этими жесткими приспособлениями.

Музыкальная одержимость, восприимчивость, фантазия в импровизациях, какой-то прирожденный пианизм юного Шопена поражали современников. В 1818 г. одна из варшавских газет писала о его первом музыкальном сочинении: «Автор этого «Полонеза» - ученик, которому еще не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей легкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы сей вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлек бы к себе большее внимание».

Почувствовав себя новым Леопольдом Моцартом, Николя Шопен с гордостью возил Фрицека выступать на званых вечерах, в светских салонах, а бывало, и во дворцах – желающих услышать игру «польского Моцарта» было более чем достаточно. К 12 годам исполнительский уровень Шопена не уступал лучшим польским пианистам. Преподаватель Живный, сам прекрасный музыкант, отказался от занятий, заявив, что больше ничего не может дать своему ученику.

После окончания лицея Фредерик поступил в Варшавскую консерваторию, где изучал теорию музыки и композицию под руководством композитора Йозефа Эльснера. «Изумительные способности. Музыкальный гений» - так кратко охарактеризовал Эльснер своего студента. А гений учился, сочинял музыку и продолжал выступать с концертами. В те годы Шопена называли лучшим пианистом Польши, а два сочиненных им концерта для фортепиано с оркестром (1829-1830 гг.) не оставляли сомнений в высокой композиторской одаренности музыканта.

Блестящие выступления в Варшаве, Кракове, Вене… Стало очевидным – Фредерику пора отправляться в длительное концертное турне. Но, несмотря на настойчивые уговоры родных и друзей, он никак не мог решиться на этот шаг. Отец особенно настаивал на поездке в центр искусств – Париж. Трижды назначали дату отъезда – и трижды откладывали. Каждый раз накануне поездки Фредерик заболевал: мучили кошмары и плохие предчувствия – казалось, он навсегда покидает родную Польшу. Лишь в ноябре 1830 года двадцатилетний музыкант выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на память серебряный кубок, наполненный польской землей, а учитель Эльснер сочинил напутственную кантату, которую студенческий хор пропел Фредерику на прощание в предместье Варшавы.

Шопен доехал до Мюнхена, когда его догнала тревожная новость: в Варшаве началось восстание против российского самодержавия. Он хотел сразу же вернуться – ведь среди организаторов мятежа были друзья, близкие. Но родные настойчиво отговаривали – пусть он лучше останется живым, свободным и служит родине своим искусством. Шопен покорился и продолжил поездку. Известие о жестоком подавлении восстания и расправе над участниками настигло его по пути в Париж. Сейчас можно только гадать, что случилось бы, если бы патриотически настроенный Фредерик поддался импульсу и вернулся в Польшу - ждала бы его смерть на баррикадах или в тюрьме? И появились бы на свет все те шедевры, что создал он в последующие годы? Включая горький, отчаянный, сметающий вихрь «Революционного этюда», которым душа композитора отозвалась на трагедию родной земли.

Поначалу Шопен завоевал Париж как пианист. Его манера исполнения – одухотворенная, проникновенная, искренняя, поэтичная - резко отличалась от ошеломлявшей техническим блеском игры виртуозов - Калькбреннера, Герца, Гиллера. Пианист и композитор Ференц Лист, присутствовавший на первом концерте Шопена в зале Плейеля, вспоминал, что «аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства». На публичных концертах, в салонах польских и французских аристократов Шопен по большей части исполнял собственные сочинения. Услышав его вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан», композитор Роберт Шуман произнес знаменитую фразу: «Шапки долой, господа, - перед вами гений».

Вот только издатели не спешили покупать произведения Шопена. Как и в Вене, они соглашались их публиковать, но… бесплатно. Пришлось взяться за преподавание: композитор давал частные уроки фортепианной игры, работая по 5-7 часов в день. У него был подлинный педагогический дар, помноженный на трудолюбие, доброту, воодушевление и глубокие разносторонние знания. Одна из студенток вспоминала, как однажды во время урока Шопен исполнил на память 14 прелюдий и фуг Баха. А в ответ на ее восторги заметил со своей обычной меланхоличной улыбкой: «Это не забывается никогда».

Состоятельные ученики платили хорошо, и Фредерик теперь жил в фешенебельном районе Парижа. Известность композитора росла, он много сочинял. Шопен обладал выдающимся композиторским даром и мог бы создать великие симфонические творения и оперы. То, что он посвятил свое творчество практически целиком фортепианной музыке, наверное, во многом обусловлено его натурой - как человек замкнутый, чувствительный и ранимый, Фредерик более комфортно чувствовал себя в рамках камерных жанров.

Портреты Жорж Санд и Шопена работы Эжена Делакруа, 1838


Зато в этой сфере немногие композиторы могут сравниться с Шопеном. Его новаторство в области музыкальных форм, обогащении гармонии и фортепианной фактуры было беспрецедентным в эпоху романтизма. Шопен создал жанр инструментальной баллады, возродил прелюдию, опоэтизировал и драматизировал танцы – мазурку, полонез, вальс, сделал скерцо самостоятельным произведением, а этюды из технических экзерсисов превратил в эмоциональные цельные художественные сочинения. Во многих творениях мастера органически переплелись мотивы польского фольклора и классические традиции музыки Баха, Моцарта, Шуберта. Современник Шопена, композитор Шуман, однажды сказал: «Если бы сейчас жил Моцарт, он написал бы концерты Шопена».

Жизнь в Париже складывалась удачно - композиторский талант Шопена вызывал восхищение публики и музыкального мира, издатели охотно приобретали его новые сочинения, а брать уроки у Фредерика почиталось за большую честь, доступную лишь избранным, – как и услышать его игру. Шопен не любил публичных концертов (за всю жизнь выступал не более 30 раз), предпочитая выступления в салонах аристократической и литературной элиты, а позднее – в собственных апартментах в узком кругу близких людей. Среди друзей Шопена – многие выдающиеся современники: композиторы Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа.

Особые отношения связывали Фредерика с писательницей Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюпен). «Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Жорж Санд, однако еe лицо мне не понравилось… Что за неприятная особа! Да и женщина ли она вообще?» – написал Фредерик после первой встречи с мадам Санд в салоне графини д'Агу. Вопрос не риторический: Жорж Санд в строгом мужском костюме, с дымящейся сигарой во рту вела себя не по-женски раскованно и вызывающе.

В свои 32 она потеряла счет молодым любовникам, а от единственного брака имелось двое детей – дочь Соланж и сын Морис.

Несмотря на столь нелестный первый отзыв, это было началом романа Шопена и Санд, продлившегося 10 лет. Фредерик к тому времени пережил несчастную любовь. Его надеждам сочетаться браком с красавицей Марией Водзинской не суждено было осуществиться - узнав, что младшая сестра Шопена умерла от туберкулеза, родители разорвали помолвку дочери, опасаясь (и, как оказалось, не без оснований), что это наследственная болезнь семьи. Собрав письма от Марии и ее матери в коробку, музыкант написал сверху по-польски: «Моя трагедия».

Странной они были парой: Фредерик с его нежной хрупкой поэтичной натурой, тонким изысканным вкусом, скромностью и доходящей до болезненности деликатностью был прямым антиподом властной, темпераментной, раскрепощенной, обожающей шокировать публику эмансипе Санд. К Шопену, который был на 6 лет младше, писательница относилась по-матерински покровительственно, утверждая: «У меня теперь трое детей – мои двое и Шопен».

«Вы презираете мужчин даже больше, чем Дон Жуан женщин», - сказал как-то Шопен Жорж Санд. «Дорогой, я просто вынуждена согласиться с тем, что о нас болтают в салонах: я напоминаю джентльмена, а вы – изысканную леди», - отрезала писательница. И все же Санд гордилась успехами своего Шипетто или Шопинского, как она в шутку называла Фредерика. «Один ваш вальс стоит всех моих романов», - убеждала писательница.

Самоотверженно ухаживала за ним, когда во время их пребывания на Майорке у композитора обострилась чахотка.

Друзья по-разному оценивали их непростые отношения: кто-то называл подверженного меланхолии болезненного Шопена «злым гением» и «крестом» Санд, ее «моральным вампиром»; другие, как Ференц Лист, напротив, утверждали, что это Аврора - «ядовитое растение», отравившее жизнь композитора, виновница его гибели. В одном из последних писем Шопену Санд написала: «Жизнь чаще похожа на роман, чем роман – на жизнь». Трудно быть объективным более столетия спустя; достоверным остается лишь то, что в годы, когда они были вместе, Шопен написал свою лучшую музыку, а Жорж Санд - лучшие романы.

Разрыв с Санд и стресс обострили течение болезни. В 1848 г. ученица и покровительница Шопена, знатная шотландская баронесса Джейн Стерлинг, и ее сестра организовали поездку композитора в Великобританию. Публичные концерты и многочисленные выступления в домах английских и шотландских аристократов, переезды из замка в замок утомляли композитора, а сырой климат усугубил и без того прогрессирующий туберкулез. Когда в ноябре 1848 г. Шопен играл свой последний публичный концерт в поддержку польских беженцев в лондонском Guildhall, его вес составлял меньше 45 кг. По поводу романтических знаков внимания, которыми Стерлинг одаривала Фредерика, он написал другу: «Чувствую себя куда ближе к могиле, нежели к супружескому ложу».

По возвращении в Париж состояние композитора оставалось тяжелым. Свое последнее сочинение – мазурку фа-минор - он уже не смог сыграть, а лишь записал на бумаге. Многолетняя тоска по родине, семье отступила, когда по просьбе Фредерика из Польши приехала его сестра Людвика. На ее руках в окружении нескольких близких друзей Шопен скончался 17 октября 1849 г.

На похороны, состоявшиеся почти две недели спустя, поклонники творчества композитора ехали из Англии, Германии, Австрии. Желающих проститься было столько, что в парижскую церковь Святой Мадалены, где проходило отпевание, впускали только по билетам. Звучал «Реквием» Моцарта, прелюдии Шопена, а на кладбище Пер-Лашез был исполнен «Похоронный марш» композитора из фортепианной Сонаты № 2. Тот самый, что и сегодня звучит в скорбные дни похорон и о котором писатель Олеша сказал: «…Какими только оркестрами не исполняется этот марш, это гигантское рыдание, вырвавшееся более ста лет назад из узкой груди молодого человека!»

Кубок с польской землей захоронен в могиле Шопена, а свое сердце он завещал похоронить в Польше. Людвика выполнила просьбу брата - привезла его сердце в сосуде в Варшаву. Долгое время реликвию приходилось скрывать от царских властей дома, затем в подвалах костела. Лишь через 30 лет после смерти композитора его сердце в хрустальном сосуде со спиртом, помещенном в дубовую шкатулку, было вмуровано в стену барочной базилики в костеле Святого Креста. На мраморной плите - строка из Библии: «Где сокровище твое, там и сердце твое».



     

Серия сообщений "*** певцы, композиторы, музыка":
Часть 1 - Александр Вертинский -Танго магнолия
Часть 2 - Любимые мелодии прошлых лет
...
Часть 24 - Поет Рафаэль.
Часть 25 - М.И. Глинка-Славься.
Часть 26 - «Шопена вальс капризно-утонченный…»
Часть 27 - Причуды гениальных людей
Часть 28 - Мировые хиты ХХ века.
...
Часть 46 - Мистер Трололо - Эдуард Хиль
Часть 47 - Самые любимые советские певицы
Часть 48 - Классика: Альбом "Ludwig van Beethoven"

Рубрики:  певцы, композиторы, музыка
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Rishon   обратиться по имени Пятница, 11 Апреля 2014 г. 20:18 (ссылка)
Очаровательная музыка,волшебные вальсы.Интересная биография.
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Пятница, 18 Апреля 2014 г. 23:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Rishon

Приятного прослушивания!
Ответить С цитатой В цитатник
Raisa_Moiseeva   обратиться по имени Воскресенье, 12 Марта 2017 г. 09:38 (ссылка)
Спасибо большое было интересно почитать,а музыка не звучала,наверное плеер уже устарел, процитировала себе с радостью и благодарностью
Ответить С цитатой В цитатник
Аэлита_54   обратиться по имени Четверг, 16 Марта 2017 г. 23:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Raisa_Moiseeva

Доброго и уютного вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку