Цитата сообщения Антонина_Николаевна
Фарфор, получивший свое название по имени владельца фабрик Дж.Споуда-старшего. Фабрики находились в графстве Стаффордшир, Уэст Мидлендс (Северная Англия).
Сервиз Stafford Flowers 1986 год.
Имя Споуда - одно из величайших имен промышленной революции Англии.
Джозайя Споуд-старший (Josiah Spode I) родился в деревушке, которая является частью города Сток-он-Торент (Стаффордшир, Уэст Мидлендс). Отец его был нищим. А в 6 лет Джозайя остался сиротой. Его отдали в обучение одному из самых уважаемых и известных английских мастеров керамики Томасу Уилдону (Джозайя был одним из 19 учеников). С Уилдоном Споуд оставался с 1749 по 1759 годы. Он был одним из самых талантливых учеников, но решил уйти от учителя, когда партнером Уилдона стал Джозеф Веджвуд, известный английский гончар, основатель компании Веджвуд и дед Чарльза Дарвина.
Josiah Spode I
Споуд работал на керамической мануфактуре в Лонгтоне. Там он начал делать глиняную кремовую посуду с синей росписью, белую и черную керамику.
В 1776 году он купил старые керамические мастерские в Сток-он-Торенте вместе с финансовым партнером Уильямом Томлинсоном, который был адвокатом, и открыл свой бизнес.
Изображение завода Споуда на тарелке
Бизнес Споуда оказался очень удачным. Он начал торговать своими изделиями в Лондоне, приобретя там коммерческие помещения и склады.
Споуд усовершенствовал синий глазурный принт для керамических изделий. Улучшил и завершил формулу для английского костяного фарфора.
коллекция изделий 1833 года в музее Споуда
В 1797 году Споуд-старший скоропостижно умер. Но его дело продолжил его сын, Джозайя-младший (или Josiah Spode II).
Споуд-младший оказался не менее талантливым гончаром, чем его отец, и даже более успешным бизнесменом и изобретателем и даже довольно хорошим специалистом маркетинга.
Портрет Споуда-младшего на керамике
Споуд-младший сделал завод Споуда одним из главных заводов 19 века в Англии. Недалеко от завода Споуд построил особняк. Особняк сохранился до сих пор.
Изображение особняка можно увидеть на вазе, изготовленной на заводе Споуд в 1825 году.
Главный акцент в работе фабрик Споуда был сделан на недорогое производство. Посуда выпускалась преимущественно несложной формы, но элегантная и с элементами декора в духе времени. Так, в начале 19 века выпускалась посуда в стиле английского ампира с пейзажами, видами сельской жизни, полевыми цветами.
Посуда с охотничьей тематикой пользуется спросом до сих пор.<
К тому же на производстве постоянно внедрялись новинки.
В 1813 году была получена новая форма каменной массы, и на заводе начали производить каменный фарфор.
В 1833 году фабрика перешла к другим владельцам, но название
Споуд осталось.
В 1840-е годы был получен «статуарный» фарфор и «паросский бисквит», которые составили славу искусства керамики викторианской эпохи.
Изделий и открытий на заводе Споуд было сделано много. Я даже не берусь кратко описать основные этапы работы завода и образцы его продукции.
Несколько образцов из огромной коллекции посуды Споуд.
Так называемая "кремовая" керамика была разработана в 1740-х годах стаффордширским гончаром Енохом Бутом. Сейчас коллекционеры называют эти изделия Creamware. Эти изделия изготавливались из белой глины и кремня. неочищенная глазурь содержала небольшое количество железа, и это придавало изделию сливочный оттенок. Отсюда и название.
В коллаже собраны и ранние и более поздние образцы Creamware Spode, я не коллекционер и могу позволить себе такую мешанину. Изделие Еноха Бута тут одно - чаша посредине в верхнем ряду).
С 1770 года гончары Стаффордшира использовали местную желтую глину от бледно-желтого до коричневого оттенков, которые напоминали тростник или бамбук. На заводах Споуд украшали изделия классическими рисунками и цветами.
Pearlware Spode начали выпускать после 1775 года, когда начали отбелять глазурь, добавляя в нее синий кобальт, чтобы ослабить желтый оттенок железа. Изделия стали серовато-голубыми.
Spode Jasperware начал выпускаться с начала 19 века. Этот вид керамики изобрел Веджвуд. Но использовали и другие гончары, в том числе и Споуд. Керамика твердая, почти как стекло, но фарфором еще не является.
При создании изделий из этой керамики мастера вдохновлялись искусством Древней Греции и Рима. Этот материал остается востребованным и в 21 веке.
Образцы Споуд.
Spode bone china (костяной фарфор). У Споуда масса для выделки изделий из костяного фарфора состояла из 25% фарфоровой глины, 25% фарфорового камня и 50% обожженной костяной муки. Костяной фарфор отличается от настоящего китайского фарфора технологией изготовления. Изделия из костяного фарфора обжигают дважды. Первый раз изделие обжигают после изготовления, а второй - после нанесения глазури, причем, слой глазури должен быть не толще "двух бумажных листков". А потом расписывают.
У Споуда костяной фарфор был белым и прозрачным. Самое характерное украшение этого фарфора у Споуд был тонкий серый принт на белой глазури. Хотя, конечно, использовался не только он. Но это была фишка Споуд.
Споуд-старший разработал способ подглазурной синей печати. Подглазурная печать того времени была ограничена в цветах, которые не выдерживали обжига и тускнели или менялись. Тогда был моден синий цвет, и Споуд разработал технологию и рецепт таким образом, что стал получаться даже темно-синий цвет.
Изделия Споуд 1831 года
В 1833 году Споуд сменили Copeland and Garrett, но они часто использовали в своих изделиях марку Spode . Писали Late Spode или включали в название Felspar porcelain.
Выпускал Spode-Copeland и посуду в стиле imari (фарфор в стиле выпускаемых в японском городе Арита фарфоровых изделий)
До 1970 года торговой маркой владели Copeland and sons. Названия Spode, Spode Ltd, Late Spode использовались наряду с именем Copeland. Эти же названия использовались и после 1970 года.
В 2006 году бывший бизнес Споуд слился с Royal Worcester.
В 2009 году Portmeirion Pottery приобрела акции некоторые акции Royal Worcester и бывшего Споуд, и сейчас некоторые виды керамики Споуд выпускают, как и прежде, в Сток-он-Тренде.
Изделия Споуд разных времен:
Кукольная посуда.
Статуэтки.
Плитка Споуд.
Предназначение некоторой посуды сейчас кажется не понятной.
Например, такое блюдо использовали для ананаса.
Пара ведерок для льда.
Лед использовался не только для охлаждения шампанского, но и для хранения мороженого. Десертная тарелка для мороженого.
История Споуд