-Метки

3d панорама автомобили акварели рисунок гравюра скульптура акварель рисунок графика акварельрисунок гравюра скульптура антиквариат антиквариат резьба фаберже лалик артрит артроз ревматизм архитектура дворцы замки мосты архитектура замки и дворцы мечети мосты архтектура блины блины булочки блины, булочки блюда из мяса блюда из овощей блюда из птицы блюда из рыбы витамины и полезные продукты внутрение органы внутренние органы водопады выпечка вязание спицы голливуд головная боль города горы горы пещеры озера каньоны дачный участок дворцы деревни деревья десерты дети в живописи диеты дизайн интерьера и ремонт долины дыхательная система жанровая живопись женские образы живопись 18 век живопись старых мастеров животные фото заболевания головного мозга закуски замки запеканки здоровое сердце и сосуды здоровые ноги здоровье знаменитости художники балет знаменитые женщины зрение иллюстрации имидж красоты импрессионисты италия каньоны гейзеры вулканы кратеры кино компоты и напитки компоты напитки котейли соки консервирование кошки в живописи кошки фото и в живописи кулинария ледники лепешки рецепты хорошего теста лес лечение простуды орз орви любимые актеры макрофотографиибабочкинасекомые мамины рецепты маски уход за лицом волосами и телом маски уход за лицом волосами и телом косметика маски уход за лицомволосами и телом косметика мода монастыри храмы соборы море народные рецепты натюрморты с цветами национальные парки небо рассветы закаты огород огородные секреты озера оладьи лепешки острова открытки париж парки мира печенье пещеры пироги пироги пирожки пицца подводный мир полезные советы полезные советы компьютерная помощь полезные советы полезные советы компьютерная помощь поля праздники природа природа водопады птицы пустыня путешествия разное и самое интересное в мире реки реклама россия сад на подоконнике сады мира салаты сердечно сосудистая система сердечно-сосудистые заболевания советские соусы соусы маринады подливы ссср стихи поэты писатели супы тесто торты торты бискиты пирожные торты пирожные бисквиты рулеты торты, пирожные, бисквиты, рулеты украшения драгоценности фарфор хрусталь стекло фитнес йога фото хачапури цветы на даче цветы фото чебуреки щитовидная железа

 -Рубрики

 -Цитатник

Ответ LK-mel0dia и иже с ними - (2)

LK-mel0dia написала: "сталин был справедливым. Вы верите сплетням справедливо осужденных...

Интересные окрасы породистых кошек - (0)

Кошки прекрасны в любом проявлении. Сегодня, с появлением все новых пород, можно выбрать...

Баклажаны снова хит сезона! - (0)

  Баклажаны снова хит сезона!   Вот и настала та благодатная пора, ког...

9 хитростей поваров-профи, которые нужно знать - (0)

Почему в ресторанах подают такие вкусные и красивые блюда? Потому что повара знают, как ...

Какие сыры обязательно должны быть дома для приготовления пиццы - (0)

Пиццы без сыра просто не бывает. Со всем остальным можно идти по пути наличия или исключ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Аэлита_54

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дневник обо всем


Чтобы помнили. Вера Марецкая.

Суббота, 18 Января 2014 г. 00:24 + в цитатник
Цитата сообщения Антонина_Николаевна Чтобы помнили. Вера Марецкая.


О Вере Петровне Марецкой нередко говорили как о человеке парадоксальном и непредсказуемом. «В ней как бы живут два совершенно противоположных человека, и никогда не знаешь, с кем из них сегодня ты будешь общаться», - утверждал ее большой друг и многолетний партнер по сцене Ростислав Янович Плятт.

И даже тем, кто прожил рядом с ней долгую жизнь, Вера Петровна не была до конца понятна. В ней уживались наивная беспечность и трезвый, практический ум; доброта, веселость и резкость, бескомпромиссность. Жизнь не раз очень жестоко била ее, но Марецкая оставалась сильной, энергичной, оптимистичной; слабости и отчаянию она не поддавалась никогда.

А начиналось все с сельского драмкружка в подмосковной деревне Барвиха*, где Марецкая провела детские годы. Первое ее сценическое выступление состоялось в пьесе «Кукольный переполох», когда Вере было девять лет. Исполняя роль гусара, она с восторгом носила красный ментик и щелкала шпорами. Впрочем, с не меньшим энтузиазмом юная актриса бралась за все, что ей поручали: пела куплеты, выбегала с подносом или одевалась старухой. Любимым ее развлечением был цирк. Отец Веры до революции содержал цирковой буфет, а после - работал там же простым буфетчиком.

Вера приходила ему помогать, но требовалось это только в антрактах, а когда начиналось представление, можно было устроиться где-то возле манежа и посмотреть выступления артистов. В мечтах Вера видела себя то циркачкой, то звездой кинематографа, то театральной примой... Но неуверенность в своем актерском даре несколько отодвинула первый шаг к заветной мечте. Вера поступила на философский факультет Московского университета.

Maretskaya
Верочка в юности

Она добросовестно зубрила не очень понятные предметы, исправно посещала лекции. Но ей гораздо интереснее было наблюдать за манерой поведения педагогов, чем вникать в суть того, что они говорили. Марецкой нравилось додумывать чужую жизнь, сочинять биографии людей, которых она почти не знала. Выдержав в университете всего лишь год, Вера решила поступать едва ли не во все театры Москвы. Ее не приняли ни в Малый, ни в Камерный. Пойти в Художественный она не решилась сама. Успешно пройдя конкурс в Шаляпинскую студию, она, однако, не задержалась в ней и пришла поступать к Е.Б. Вахтангову, почти не надеясь на успех - претендентов было слишком много, а экзаменаторы казались очень строгими.

В приемной комиссии был сам Евгений Багратионович и старшие студийцы. Сомнения комиссии окончательно развеял актер и режиссер Юрий Завадский, поручившийся за свою будущую ученицу, а позднее - верную спутницу и соратницу. «Знал я Веру Петровну в течение всей жизни в театре, с тех дней, когда еще нескладная и озорная хохотунья пришла на экзамен в Вахтанговскую школу и вызвала недоумение своим каким-то неистовым чтением стихов Верхарна и «Песни о Соколе» Горького», - рассказывал Юрий Александрович.
мар2
Вера Марецкая в немом фильме "Дом на Трубной"

Юная студентка была наивна и восторженна, смешлива и задорна. Иногда за несдержанный смех ее даже удаляли с занятий. Однако в забавной, озорной девчонке уже тогда чувствовался характер прямой, жизнерадостный и энергичный.

Большим горем, потрясшим всех студийцев, стала кончина Вахтангова, оставившего "в завещание" ученикам жизнеутверждающую, праздничную «Принцессу Турандот». Третья студия МХТ стала Театром имени Евг. Вахтангова, но Марецкая избрала другой путь, бросившись в неведомое и еще не очень надежное предприятие вместе с Юрием Завадским, задумавшим создать свою собственную студию. Все начиналось с нуля, создавалось своими руками, и Марецкая с азартом приняла эту непростую жизнь. Вскоре Завадский и Марецкая стали мужем и женой. Правда, соединение творческого союза с семейным они сознательно не подчеркивали и не афишировали. И свадьбы не праздновали, просто расписались в ЗАГСе по дороге в театр - ни цветов, ни шампанского, ни свадебных фотографий. А ведь Завадский в молодости был настоящим красавцем, и с Верой ни составили прекрасную пару.

Начиная с первых выходов на сцену, Вера Марецкая всегда удивляла разнообразием и непохожестью своих героинь. А еще раньше ее дарование проявилось в кино: она снялась в фильмах «Закройщик из Торжка» и «Дом на Трубной». Это были еще немые ленты, в которых актриса вахтанговской школы работала с помощью своей выразительной пластики и мимики.

1930-е годы стали периодом заметных сценических успехов Марецкой и одновременно временем трагических событий, постигших ее семью: братья Веры Петровны, выпускники Института красной профессуры, были арестованы и расстреляны. Она приняла в свою семью племянника Шуру - сына репрессированного брата Дмитрия, почти ровесника ее собственного сына Жени. Вера Марецкая к тому времени стала уже известной актрисой. В 1936 году она сыграла труженицу-пролетарку в фильме «Поколение победителей». Подобная роль могла бы исключить сомнения в ее «благонадежности». И Марецкую - родственницу «врагов народа» - открыто действительно не трогали. Только вот театр Завадского в 1936 году всем составом отправили на четыре года в Ростов-на-Дону - разумеется, уехала и Вера Петровна.

Отношения с мужем были сложными - полное взаимопонимание в творческих вопросах не давало гарантии семейного счастья. В середине 1930-х Завадский всерьез увлекся балериной Галиной Улановой, при каждой возможности ездил из Ростова на свидания к ней, и в конце концов оставил Веру Марецкую с четырехлетним сыном и принятым в семью маленьким племянником на руках ради нового брака.

Творческая судьба актрисы тоже складывалась не гладко. Марецкая играла Любовь Яровую в одноименной пьесе К. Тренева, и ее упрекали в недостаточно глубоком понимании «социальной масштабности и политического пафоса» роли. Модные по тем временам обвинения в эстетстве и формализме сыпались на театр и на актрису. Достоинства Марецкой: страсть к эксцентрике, острой выразительной форме нередко объявляли профессиональными недостатками.

В кино же всесоюзная слава пришла к актрисе после фильма «Член правительства». С точки зрения сегодняшнего дня в нем много надуманного, искусственно приукрашенного и сознательно замалчиваемого, но характер Александры Соколовой в исполнении Марецкой вопреки политическим установкам остался живым и запоминающимся, а ее проникновенная фраза: «Вот стою я перед вами - простая русская баба…» надолго превратилась в обиходную поговорку.

Марецкая в фильме "Член правительства"

В последний предвоенный год, после возвращения театра Завадского в Москву, Марецкая блистательно сыграла обворожительную Мирандолину в «Трактирщице» К. Гольдони. Московская публика, соскучившаяся по любимой актрисе, встречала ее восторженными овациями.  Впрочем, театральная публика с интересом относилась и к проблемам личной жизни актрисы. Когда Марецкая в спектакле "Школа неплательщиков" выходила на авансцену и доверительно говорила: "Господа, совершенно не с кем жить!", зал разражался хохотом и овациями. Между тем, она вступила в новый брак - с актером Юрием (Георгием) Троицким, не слишком талантливым и популярным. Признавая первенство жены в вопросах творчества, он взял на себя много домашних обязанностей и уход за дочкой Машенькой, которая родилась у них с Верой перед войной... Казалось, жизнь наладилась. Но много бед было еще впереди.

Когда началась война, Вера Петровна была на гастролях. Вернувшись в Москву, она узнала, что ее сестра Татьяна пропала. Обыскав больницы и морги, Марецкая рискнула запросить "органы" и узнала страшное - Таню арестовали как «социально неблагонадежный элемент». Татьяну ждали пересылочные тюрьмы, лагерь, работа на лесозаводе. «Меня спасла сестра - посылки, которые она умудрялась посылать в голодные годы, и письма, - рассказывала Татьяна Петровна. - И освободили досрочно по ходатайству сестры». Действительно, через два года Тане удалось выйти из лагеря, но вплоть до 1960-х годов ей было запрещено проживать в Москве.

Марецкая в годы войны сыграла в фильме «Она защищает Родину» свою знаменитую роль партизанки Прасковьи Лукьяновой, женщины, потерявшей на войне мужа и ребенка, и вступившей в борьбу с захватчиками, горя решимостью отомстить за близких. Увы, в этой роли актриса трагически предрекла свою собственную беду. После просмотра фильма «Она защищает Родину» коллеги опускали глаза, и Вера Петровна подумала, что она плохо сыграла. На самом же деле друзья просто не решились сказать ей в день премьеры, что ее муж - Юрий Петрович Троицкий погиб на фронте. Все присутствовавшие в зале понимали, что актриса играла то, что уже произошло в ее жизни. Фильм широко шел по стране, его показывали на всех фронтах. Прасковья Лукьянова в исполнении Марецкой стала для миллионов людей народной героиней. Вероятно, во многом благодаря этому, Вере Петровне и удалось спасти сестру. Марецкой, как символу бескомпромиссной борьбы с врагом, позволялось чуть больше, чем простым смертным.

Пересилив свое горе, Марецкая много играла, ездила с концертами. В те годы образы героинь Веры Марецкой воспринимались как пример для подражания, и актриса, получавшая огромное количество писем, ощущала этот живой отклик миллионов людей. И если в письмах военных лет ей нередко сообщали, что после просмотра ее фильма или спектакля многие уходили на фронт добровольцами, то после картины «Сельская учительница» повысился конкурс в педагогические вузы, столь убедительной и привлекательной показалась тогда ее Варвара Васильевна. Нередко героиню Марецкой воспринимали уже как реального человека, а не экранный персонаж, созданный актрисой.

Через несколько лет после «Сельской учительницы» Марецкая сыграла Ниловну в экранизации горьковского романа «Мать». Фильм был замечен, но самой актрисе казалось, что она повторяется. «Мне навязывают меня же, только вчерашнюю, позавчерашнюю. Кому это нужно?» - возмущалась она. А потому с еще большим рвением искала в театре желанную новизну.

Большим успехом пользовался ее творческий дуэт с Р.Я. Пляттом. Ростислав Янович не мог дать однозначного ответа на вопрос, трудным или легким партнером была Вера Петровна: «Она была несговорчива, подчас капризна, а иногда вспыльчива, что еще хуже. Но все эти качества обнаруживались в Вере Петровне тогда, когда ей казалось, что партнер уходит от живого общения. Она органически не переносила фальши, подделки, она была актриса и партнер постоянно ищущий, непрестанно, на любом рядовом спектакле, всегда...».

мар3В театре актриса лихо и весело играла громогласную, энергичную Живку Попович в «Госпоже министерше» Б. Нушича и запальчивую насмешницу Лисистрату в «Бунте женщин» Н. Хикмета и В. Комиссаржевского. А потом вдруг появлялась усталой, разочарованной леди Торренс в пьесе Т. Уильямса «Орфей спускается в ад».

Марецкая до конца осталась верной своему театру и человеку, вместе с которым создавала его. Завадский перестал быть для нее мужем, но остался другом, любимым режиссером, учителем, единомышленником. До мелкой женской мести Вера Петровна не опускалась. "Умна как бес, - говорил о ней Завадский. - Всегда знает, что делает, и почему, и зачем, и, главное, как".

Его брак с Улановой распался сразу после войны; балерина, вернувшись из эвакуации в Москву и став солисткой Большого театра (до войны она танцевала в Ленинграде, в Кировском театре), ушла от Завадского к другому.

Но и Вера Петровна свой первый распавшийся брак восстанавливать не стала и после гибели на фронте второго мужа повторно замуж уже не выходила. Она стала значительно меньше сниматься в кино, но была ведущей актрисой московского театра им. Моссовета, которым руководил Завадский.
мар1
"Странная миссис Сэвидж"

Судьба готовила для нее новые удары - ее зять, муж дочери Маши однажды решил свести счеты с жизнью и выбрал такой страшный путь как повешение. Трагедия вызвала у дочери настолько тяжелое нервное потрясение, что ее пришлось госпитализировать в специализированную клинику. Вера Петровна долго боролась со стрессом, вытягивая из болезни дочь, и упустила момент перелома в собственном здоровье. У нее стала развиваться тяжелая форма рака... Завадский, чтобы поддержать Веру Петровну, дал ей главную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж". Роль стала огромной творческой удачей Марецкой, но вызвала бурю ненависти со стороны другой примы, исполнявшей в театре эту же роль - Любови Орловой.

Орлова устраивала скандалы, требуя снять Марецкую с роли, грозила Завадскому карами со стороны "верхов", расколола труппу на партии своих сторонников и противников... Даже когда болезнь сломила и ее, и они с Марецкой проходили курс лечения в одной и той же больнице, Орлова не смирилась и не отвечала на записки, которые Марецкая передавала в ее палату. Умерла Орлова в январе 1975 года. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду и, стоя у гроба, тихо сказала: "И тут она первая"...

Вера Марецкая и Элизабет Тейлор

Завадский был рядом с бывшей женой в тяжелые дни болезни, с которой Марецкая боролась мужественно и стойко. «Так случилось, что состояние здоровья надолго оторвало ее от театра, лишило возможности жить с товарищами … общими интересами театра, - говорил Юрий Александрович. - Помногу раз она записывает на пленку, перечитывая, переосмысливая, стихи полюбившихся поэтов. На днях она сказала мне, что для нее «день без поэзии - это потерянное время». На пленках остались любимые стихи. В больничной палате с помощью портативного магнитофона Вера Петровна часами оттачивала каждую интонацию, а потом тайком от врачей ехала в радиостудию, выучив наизусть огромный текст. Это было совершенно не обязательно, но так она тренировала память, чтобы пусть изредка, но снова выходить на сцену.

Вера Петровна, конечно, знала все о своей неизлечимой болезни. За первой операцией через несколько лет последовала вторая. Но Марецкая словно открещивалась от своего недуга. Не зря говорят, что сцена лечит. Там, в своей стихии, Вера Петровна опять была молода, красива и непредсказуема. Такой она осталась и на кинопленке, и на телеэкране - энергичной и задумчивой, веселой и мудрой, экстравагантной и обворожительной.

Юрий Завадский и Вера Марецкая

Завадский тоже вскоре оказался в одной больнице с Марецкой, но, в отличие от Орловой, постоянно обменивался с Верой Петровной приветами, записочками, шутливыми рисунками. Он ушел первым, скончавшись в 1977 году. А через год, в августе 1978-го не стало и Веры Петровны Марецкой, актрисы, ставшей лицом своей эпохи...


* В те далекие годы Барвиха была настоящей бедной деревенькой, а вовсе не элитным дачным местечком для миллионеров.

Рубрики:  любимые актеры
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку